По абхазам Аджарии поисковик Яндекс на сегодняшний день (6-е ноября 2013 года) выдаёт 40 тысяч ответов. Чаще всего в Интернете наших соотечественников упоминают грузинские сайты. И первый из них, заинтересовавший меня обилием сведений, является статья Тамар Гитолендиа под названием «Устные истории аджарских абхазов». Работа автором была опубликована 30 марта прошлого года. Среди информаторов в работе Т. Гитолендиа упомянуты: Зури Атружба, Эльза Чамба, Александр Ацанба, Отар Чаушба, Сури Мусхаджба, Заур Асадзба и другие. Итак, выявим здесь и сейчас наиболее полезные сведения из данной статьи. А они таковы…
По переписи населения 2002 года в Аджарии проживают 1650 абхазов. В основном, это потомки махаджиров, изгнанных Российской империей из Абхазии в 1867 году. Однако известно, что абхазы проживали в Аджарии ещё задолго до 1867 года. Это подверждает и Тамар Гитолендиа, которая пишет: «Во время полевых работ из рассказов абхазских респондентов стало известно, что факты проживания абхазов в Аджарии известны ещё до мухаджирства и подтверждаются в 40-х годах XIX века». Например, по рассказу семьи Чамба, когда их предок приехал из Абхазии в Аджарию, в Батуми уже жили несколько абхазов. Эльза Чамба (37 лет, педагог, община Ортабатуми – Цинсвла) рассказала, что дед её отца, Кумача Парнавазович (Пара), переселился из Абхазии в Аджарию в 40-х годах XIX века. До поселения в Батуми предок часто ездил в Гурию и Имерети, где у него было множество родственников и друзей. Причина переселения предка из Абхазии в Аджарию – убийство человека.
Статистические данные свидетельствуют, что численность абхазов в Аджарии неуклонно возрастало. В 1939 году в Аджарии насчитывалось 1029 абхазов; в 1959 году – 1157 абхазов; в 1970 году – 1361 абхаз; в 1979 году – 1508 абхазов; в 1989 году – 1636 абхазов. Интересно сравнить данные 1989 и 2002 годов. Получается, что за 13 лет численность абхазов в Аджарии увеличилось лишь 14 человек!
В бывшей грузинской автономии абхазы живут в г. Батуми (районы Пивзавод, Абхазское поселение и Городок), сёла Периа, Адлиа, Урехи, Мнатоби, Ангиса и Салибаури в Хелвачаурском районе, а также ортабатумские поселения Цинсвла, Челта, Чаис Убани, Кведа Самеба. Абхазы Аджарии происходят, в основном, из Гудауты, Гагры, Бзыпа, Гулрыпша, Очамчыры, Агубедиа, Цандрыпша.
Семья Ацамба, проживающая в Батуми, вышла из Цандрыпша. Отец свёкра респондента – Мустафа Ацанба – был активным абхазским общественным деятелем, защищал права вдов и детей, принимал участие в примирении кровных врагов без вендетты. В 1922 году Мустафа Ацанба взял на себя открытие начальной грузинской школы. Ему, согласно публикации, позволили свободно выбрать, какую школу открывать – грузинскую, русскую или абхазскую. И Мустафа Ацанба выбрал грузинскую школу в которой учились четверо его детей. Он говорил: «В семье мы разговариваем на абхазском языке, но должны знать и язык той земли, на которой живем».
В работе Тамар Гитолендиа отражены данные о психологии и поведении абхазов. В Аджарии в своё время жили курды, впоследствии выселенные советской властью в Казахстан. В селе Минда абхазы начали селиться во время выселения курдов, в результате которого освободились дома очень богатых семей. Фериду Ацанба, который работал в Москве и являлся профессором в области медицины, предложили выбрать любой из этих домов. Ферид воспринял это, как оскорбление: «Мы не поселимся в чужом доме, который оставили со слезами на глазах!». Потомки абхазов отмечают, что их предки купили земли в Аджарии за золото. Они поселились на свободной земле, построили себе новые дома.
Ещё один штрих из жизни абхазов Аджарии. Абхазы, переселённые до махаджирства и после махаджирства, согласно устным историям, были довольно состоятельными. У них были каменные дома, отдельный дом во дворе для гостей, предметы роскоши, вспомогательные постройки – конюшни, хранилища молока, амбары. У абхазов были свои помощники – курды и лазы.
В работе отражены некоторые антропонимические материалы. Например, это касается наличия в абхазской среде «паспортного» и «домашнего» имени, а также того, что абхазы Аджарии особое внимание уделяют этимологии своих фамилий.
Выражаю несогласие с мнением Тамар Гитолендиа, которая пишет: «Для выяснения этничности предков абхазских респондентов я интересовалась национальностью их матерей и бабушек. Говорили, что они были абхазками. Их фамилии: Кобахия, Хеция, Мелия, Арсия, Квасия, Мирцхулава, Боджгуа... Названные фамилии – явно грузинского происхождения».
В связи с этим мнением я вспомнил свою давнюю дискуссию с мегрельскими и грузинскими пользователями Лингвофорума. Один из них – mjora. Вспомнил и свои посты в теме «Личные и фамильные имена абхазов» (см. на Лингвофоруме). Вот некоторые цитаты из моих тогдашних постов:
«Очень наивно рассуждать о происхождении фамилии по фамильному окончанию, что очень часто делается и грузинами с мегрелами, и абхазами. Например, Фейзба, хотя и оканчивается на «-ба», всё же не изначально абхазская, а турецкая фамилия. А Хециа, несмотря на окончание, исконно абхазская фамилия, которая в переводе с абхазского означает «Грабов»: а-хьац-ыиа».
«Не хочу вас обижать, уважаемый мой оппонент. Скажите, сколько лет вы занимаетесь этнологией и лингвистикой? Месяц? Год? Два? Ваш дилетантизм проявляется в каждом вашем предложении. Он сквозит в каждом вашем словосочетании. Мне знакомы эти речи».
«Впрочем ваши священники, особенно мегрельские, сильно постарались в период «восстановления христианства» в Абхазии после насильственного массового выселения абхазов в османскую Турцию».
«К тем фамилиям, которые не содержали специфических абхазских звуков, они добавили «-иа», те фамилии, которые было трудно произносить, получили новые наименования... Часто и легкопроизносимые фамилии также получали новые имена, дабы забыли абхазы о своих предках. Таким образом, Юардан (убыхи) становится Варданиа, Маршан (тоже убыхи) – Маршаниа, Ажванба – Жваниа, Чамба – Есава, Басныкь-ипа – Сичинава, Ацыдба – Вартагава, Дзыгъу-ипа – Гагулиа, Ахахуба – Хахубиа, Абраскил – Булискерия, Шьакуман – Рабая, Гъуатас-ипа – Гобечиа...».
Возвращаясь к работе Т. Гитолендиа, хочется отметить, что автор упоминает абхазскую фамилию Алхорба среди абхазов Аджарии, но в то же время не знает, что Мерцхулава – это те же Алхорба, подвергшиеся мегрелизации своего фамильного имени.