Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Садзы

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

     Садзы в монографии Ш.Д. Инал-ипа «Садзы» характеризуются как замечательные земледельцы и скотоводы, отчаянные мореходы и воины, лихие наездники, жившие сотни и тысячи лет в безмолвных горных ущельях Западной Абхазии. (С.10). Согласно Ш.Д. Инал-ипа, прошлое садзов – «это органическая часть многовековой истории абхазского народа». (С.10). «Садзов обычно сопоставляют с древними санигами. Впервые этноним саниги встречается у автора I в.н.э. Плиния Секунда»…(С.13). О санигах сообщают разные авторы античной эпохи: Плиний Секунд и Мемнон, Флавий Арриан и Эвлий Геродиан, Стефан Византийский и Прокопий Кесарийский. (С.13).
     Садзен в период генуэзской колонизации. Из территории Абхазии, в том числе и Садзена, как отмечает Ш.Д. Инал-ипа, вывозилось большое количество самшита и другой древесины ценных пород, мед воск, кожа и шкуры домашних животных, пушнина. «Однако, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, - наибольшую выгоду давала торговля молодыми людьми. В это время охота за людьми превратилась в обычный промысел. Главной целью набегов и войн стало не добывание скота, как было до тех пор, а угон пленных». (С.20). «Джигеты вместе с абхазами нередко принимали активное участие в междоусобной борьбе владетелей Гурии и Мегрелии (Одиши), то как союзники одной из воюющих сторон, то как наемники». (С.23).
     О месте и роли садзов в судьбах абхазского народа. «Место и роль садзов в исторических судьбах всего абхазского народа, края в целом, остаются все еще недостаточно выясненными. Изучение их происхождения, их истории и этнокультурных связей может явиться предметом не одного исследования. Но уже и теперь все более выясняется, что садзы – это особая этнографическая группа, обособленная часть абхазского этноса, которая издавна и до второй половины прошлого столетия обитала компактно на исконной своей территории в северо-западных районах исторической Абхазии, сохраняя в то же время, как увидим ниже, особенности своего оригинального языка, культуры и быта». (С.37).
     Территория садзов. Малая Абхазия простиралась от р. Бзып до р. Хоста (Хамыш). В Малой Абхазии обитала этнографическая группа абхазов – садзы, известные также под этнонимами джики или же джигеты. Садзы сами себя называли апсуа (абхаз), они говорили на садзском диалекте абхазского языка (асадзипсуа бызшва). Они делились на множества мелких территориальных общин. В ущельях рек Жоэквара и Хашпсы располагалась многочисленная община Цан (Цандрыпш), руководимая князьями Цанба. Многочисленную общину Гяч (Гячрыпш), занимавшую территорию от р. Псоу до р. Мзымта, возглавляли князья Гячба. На Адлерском мысе (правильнее – Аредлерском) обитала крупная община Ард князей Ардба. Также известны и другие садзские общины: это община Цвиджа и община Хамыш. К садзам относились и абхазские общины горных регионов северо-западной Абхазии: ахчыпсы (обитатели верховий р. Мзымта), аибга (жители верховий р. Мзымта), чужгуча (проживали на р. Цвижепсе). Властителями здешних мест были князья из рода Маршан (Маршаниа). (Абхазы, 2007, с. 49).
     Связь истории садзов с санигами. Упоминание Цанба и Цандрипша. «Как видно по всему, пишет Ш.Д. Инал-ипа, - история садзов (джигетов) связана с санигами. К такой генетической связи склоняет и сходство этнонима «сан-иги» с древнеабхазским родоплеменным названием Цан-ба – главнейшей садзской княжеской фамилией, от которой происходит и топоним Цан-дрипш, или Сан-дрипш, то есть «область» или «община» (рода или племени) цанов (санов). Цандрипш – «столичный» населенный пункт, политический и религиозный центр региона, сердце Садзена с известным одноименным Цандрипшским храмом первой половины VI века, руины которого у самого побережья сохранились до наших дней». (Инал-ипа, Садзы, 1995, с. 16).

2

     Садзы. Садзы в монографии Ш.Д. Инал-ипа «Садзы» характеризуются как замеча-тельные земледельцы и скотоводы, отчаянные мореходы и воины, лихие наездники, жив-шие сотни и тысячи лет в безмолвных горных ущельях Западной Абхазии. (С.10). Соглас-но Ш.Д. Инал-ипа, прошлое садзов – «это органическая часть многовековой истории аб-хазского народа». (С.10). «Садзов обычно сопоставляют с древними санигами. Впервые этноним саниги встречается у автора I в.н.э. Плиния Секунда»…(С.13). О санигах сооб-щают разные авторы античной эпохи: Плиний Секунд и Мемнон, Флавий Арриан и Эвлий Геродиан, Стефан Византийский и Прокопий Кесарийский. (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.10-13).
     Связь истории садзов с санигами. Упоминание Цанба и Цандрипша. «Как видно по всему, пишет Ш.Д. Инал-ипа, - история садзов (джигетов) связана с санигами. К такой генетической связи склоняет и сходство этнонима «сан-иги» с древнеабхазским родопле-менным названием Цан-ба – главнейшей садзской княжеской фамилией, от которой про-исходит и топоним Цан-дрипш, или Сан-дрипш, то есть «область» или «община» (рода или племени) цанов (санов). Цандрипш – «столичный» населенный пункт, политический и религиозный центр региона, сердце Садзена с известным одноименным Цандрипшским храмом первой половины VI века, руины которого у самого побережья сохранились до наших дней». (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.16).
     Вопрос этнической природы санигов. Нет единства взглядов среди исследователей по вопросу этнического происхождения санигов. По мнению Г.А. Меликишвили, саниги – сванское племя. Такого же мнения придерживались И.А. Орбели и Д.И. Гулиа. Некоторые другие ученые (Н.Я. Марр, С.Н. Джанашиа, М.И. Инадзе и др.) считали возможным связать санигов с мегрело-чанской группой народов. Л.И. Лавров связывал их с абхазо-абазинским или адыгским этническим миром. Остальная часть исследователей (А.Н. Дьячков-Тарасов, З.В. Анчабадзе, Х.С. Бгажба и др.) видят в садзах этнографическую группу абхазского происхождения. (16). Впервые санигов с садзами связал А.Н. Дьячков-Тарасов. З.В. Анчабадзе пишет, что садзская теория происхождения санигов, или, точнее санигская теория происхождения садзов, поддерживаемая подавляющим большинством ученых, стоит ближе к истине, чем любая другая теория. (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.16-17).

3

     Термин «саниги» в грузинских источниках. «В грузинских источниках, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, термин саниги в форме «сасаниги» встречается в описании странствий апостола Андрея у автора X-XI вв. Еквтиме Атонели, хотя саму страну он называет уже Джикетией». Далее автор указывает, что «силы санигов и кашагов», согласно источнику «История и восхваление венценосцев», принимали участие в борьбе мятежного русского князя Юрия Боголюбского с царицей Тамар. (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.18).
     «Джики» - синоним термина «саниги». Для обозначения садзов в грузинских пись-менных источниках довольно часто использовался термин «джики». «Если термином джики, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, - ранее назывались все племена адыгского (иногда час-тично и абхазского) происхождения, то с течением времени, по мере уточнения сведений об этнической ситуации в регионе, им стали обозначать только абхазское племя садзов». (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.18).
     Упоминание Цандии Иналдипа. В сообщениях грузинских летописцев XVI века упоминается самый главный князь джиков (садзов) Цандиа Иналдипа. Ш.Д. Инал-ипа считает, что в садзской племенной принадлежности Цандии Иналдипа трудно сомневать-ся. Он, в частности, пишет, что «под именем джиков в данном случае скрываются собст-венно садзы, а не убыхские или адыгские племена, хотя в грузинских и византийских ис-точниках этноним джики (зихи) выступает иногда как собирательное наименование адыгских, а нередко и шире – абхазо-адыгских племен, занимавших почти весь Северо-Западный Кавказ». (С.23). Имя садзского князя Иналдипа, Цандиа, возможно, указывает на генетическую связь фамилии Инал-ипа с князьями Цанба. Вполне допустимо происхо-ждение Цандии Иналдипа от Цанбовых по материнской линии. Иначе, как нам кажется, вряд ли князь Иналдипа, в данном случае отец Цандии, представляющий не менее слав-ную фамилию «сыновей Инала», дал бы своему сыну имя, в основе которой лежит наиме-нование «неродственной» фамилии князей Цанба. (Д.Д.). Фамилия Инал-ипа, как мы счи-таем, происходит от фамилии Иналдипа. В абхазской антропонимии случаются потери фамильными именами архаической частицы «д». В числе подтверждающих примеров мы хотим привести фамилии Алшундба (часто используется в форме «Алшунба»), Сандба (Санба) и т.д. Фамилия Инал-ипа переводится как «сын Инала», а фамилия Иналдипа – как «сын большого Инала». (Д.Д.). Ш.Д. Инал-ипа допускает, что «под Иналом подразу-мевается здесь тот самый Инал Одноглазый, который считается родоначальником кабар-динских, а, может быть, и некоторых абазино-абхазских князей, и который, по преданию, похоронен в с. Псху, расположенном вблизи Санчарского перевала в верховьях р. Бзыбь». (С.23). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).

4

     Садзы в XVI веке. С середины XVI века садзы, как и жители остальной части Абха-зии, попадают под господство султанской Турции. Происходит резкая активизация рабо-торговли, продолжаются набеги на соседние и дальние народы. При этом садзская знать богатеет: у нее устанавливаются родственные связи с турками, они часто посещают горо-да Турции, в том числе и ее столицу – город Константинополь. В этот период турки, со-гласно утверждению Ш.Д. Инал-ипа, «в противовес абхазским князьям, начинают возве-личивать князей Садзена». Так, например, турки назначали сухумскими пашами садзских князей из родов Мдавей и Гячба. (24-25). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).
     Упоминание Федоруко Инал-ипа. «Так, пицундский владетель Федоруко Инал-ипа, не желая добровольно покориться русским, призывал на помощь всех джигетов (горных и прибрежных), которые в большом числе готовы были присоединиться к абхазам-бзыбцам для совокупного действия против русских. Но планы эти были сорваны в силу того, что русские отряды 8 июня 1830 г. были посланы в район Гагр не сушей, а морским путем. Джигеты, не ожидавшие появления русских с моря, оказали запоздалое сопротивление фактически тогда, когда Гагры уже были взяты». (С.26). «Асланбей, узнав о происшедшем и потеряв надежду на будущее, отбыл из Джигетии в Стамбул, теперь уже навсегда. Русские отряды, захватив с. Гагрыпш по обеим сторонам р. Гагрыпш, приступили к возведению укрепления. Бзыбцы, после взятия Гагр, почувствовали себя отрезанными от джигетов, убедились в невозможности сопротивления и решили покориться русскому командованию. Ф. Инал-ипа просил простить его, обещал успокоить жителей и уговорить их миролюбиво пропустить русские войска, которые должны были пройти эту территорию для захвата Пицунды. Благодаря стараниям Инал-ипа, Пицунда, как отмечалось в отчете, была взята без всякого кровопролития». (С.26). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).

5

     Принятие князьями Цанба русского подданства. «Первыми среди садзских князей русское подданство приняли цандрипшские князья Цанба, а после них склонность после-довать им проявили и другие княжеские роды. Возмущенный Хаджи-Берзек решил нака-зать садзских князей, и осенью 1840 года он появился в Гаграх во главе отряда из убыхов и ахчипсоувцев в количестве 2500 человек. Одновременно он собирался сделать нападе-ние и на Абхазию, но из всех своих намерений исполнил только в отношении князей Цанба. Цандрипш был разорен и опустошен, а от населения были взяты заложники». (С.28). В марте 1841 года все основные княжеские фамилии приморских садзов присягнули на верность русскому правительству и государю. (С.28). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).
     Михаил Чачба (Шервашидзе) как «главный виновник покорения джигетов». В марте 1841 года все основные княжеские фамилии приморских садзов присягнули на вер-ность русскому правительству и государю. Главным виновником покорения садзов, со-гласно сообщению начальника береговой линии генерал-майора Анрепа, являлся владе-тельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе. (28). Позднее влиятельный убыхский лидер Хаджи-Берзек решил наказать своего воспитанника за содействие русским в покорении садзов и карательные экспедиции в Дал и Цебельду. Он послал в Абхазию отряд числен-ностью в 1000 человек, который возглавил племянник Хаджи-Берзека Керантух Берзек. Убыхи, джигеты и ахчипсхувцы, входившие в данный отряд, напали на селение Отхара, принадлежавшее владетелю Михаилу Чачба. Однако данная акция не смогла остановить ход событий. Приморские садзы присягнули на верность России. А горные общества садзской этнографической группы в союзе с убыхами продолжали воевать с русскими. «Покорение садзов, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, - нанесло чувствительный удар по убыхам, так как в садзах они потеряли сильных союзников». (29). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).

6

     Упоминание С.Т. Званба. Специальное приставство, которое было учреждено на тер-ритории Садзена после покорения садзов в соответствии с решением российских властей, возглавил «природный абхазец», первый абхазский этнограф, подполковник С.Т. Званба. В этой должности С.Т. Званба находился с 1841 по 1850 год. В начале 40-х годов, как от-мечает Ш.Д. Инал-ипа, С.Т. Званба поехал с депутацией садзских князей в Петербург для представления их императору Николаю II. «Эта акция, - подчеркивает автор, - свидетель-ствует о том большом значении, которое царское правительство придавало садзам и Сад-зену в выполнении их военно-политических планов». (30-31). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).
     Влиятельные садзские и убыхские деятели. Одним из самых влиятельных деятелей среди садзов и убыхов был крупный садзский помещик Решид Гячба, владения которого располагались на территории современного поселка Веселое и его окрестностей, лежащих в черте современного района г. Сочи. Наибольшим авторитетом и влиянием в среде садзов и убыхов пользовались представители таких княжеско-дворянских фамилий, как Ардба, Аублаа, Берзек, Дишан, Дзиаш, Гячба, Маршан, Цанба и некоторые другие. Один из наиболее видных западно-кавказских деятелей был богатейший сочинский князь Али Ахмет Аублаа, владевший обширными имениями, состоявшими из 700 подвластных ему дворов. Он был настолько влиятельным, что убыхские дворяне, в том числе и Берзеки, следовали его примеру в изъявлении покорности русскому правительству, хотя сам Аублаа и являлся противником Хаджи-Берзека. А из знаменитого неукротимого убыхского рода Берзек вышли многие военно-политические деятели. В свое время известными были, например, такие представители Берзеков, как широко известный Сааткерий Адагуа-ипа, который зимой 1825 года во главе 1000-го отряда совершил поход на Абхазию. Но по свидетельству С.Т. Званба, вся партия этих убыхов была уничтожена абхазами, причем «пал жертвой своего удальства» и сам ее предводитель. (31-32). Невозможно не остановиться специально на двух выдающихся представителях рода Берзеков. Первый – это Хаджи-Дагумоко Берзек, называвший себя князем, в 80 лет, еще ходивший в военные походы. «Это был тот Берзек, которого его современник англичанин Дж.Ст. Белл называл Вашингтоном черкесов, и голова которого была оценена русским военным командованием в 1000 рублей серебром». Именно он воспитал абхазского владетеля Михаила Шервашидзе по строгим правилам горского этикета. В 1846 году Хаджи-Берзек скончался. Теперь верховенство над убыхами как бы передалось от дяди к племяннику. Это был тоже суровый и чрезвычайно умный воин, совершавший смелые нападения и старавшийся объединить горцев, боровшихся против России. Весьма примечательной личностью был и Исмаил Баракай-ипа Дзиаш. Весной 1862 года он возглавлял посольство от «непокорных горских племен Западного Кавказа», отправленное в Стамбул к представителям Англии и Франции «с просьбой о заступничестве против русского оружия». (32). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995).

7

     Взаимоотношения садзов и убыхов. «…Положение садзов во всей этой сложной и трудной ситуации было не только что нелегким, но и достаточно противоречивым и ще-котливым. Как видно, они не всегда хотели безрассудно следовать убыхской политике непримиримого экстремизма, но убыхи всеми силами стремились преодолеть их колебания, вывести из-под влияния абхазского владетеля Михаила, придерживавшегося прорусской ориентации, и накрепко пристегнуть их к своей военно-политической колеснице». (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.35).
     Просьба убыхов о принятии в российское подданство. Лучшие убыхские умы не могли не видеть и не понимать обреченности своего положения. В связи с этим в начале осени 1861 года в Тифлис к наместнику Кавказа отправилась депутация во главе с самим Керентухом Берзеком с просьбой о принятии в российское подданство. Ничего толком не добившись, они решили встретиться с императором Александром II, который в то время находился на р. Фарс для «обозрения вновь покоренных земель». Итак, в сентябре 1861 года Хаджи-Керентух Берзек просил «гуманнейшего из венценосцев XIX века» от имени убыхов и абадзехов принять их в подданство России, на что последовал царский указ: «Я даю месячный срок. Они должны решить: желают ли они переселиться на Кубань, где по-лучат земли в вечное владение и сохранят свое народное устройство и суд, или же пусть переселяются в Турцию». Ответ царя возмутил горцев, и они с еще большим ужесточени-ем продолжили сопротивление. (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.35).
     Трагедия садзов. «Слабые попытки некоторых наиболее дальновидных садзских ли-деров проводить осторожную политику лавирования не увенчались успехом, и прекрас-ный народ, подталкиваемый на край самоубийства внешними и внутренними врагами, закончил свое историческое существование непоправимой махаджирской трагедией, при-несшей ему, как и другим переселенцам, неисчислимые страдания на чужбине и исчезно-вение с географической карты как особой и в высшей степени оригинальной этнической общности». (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.37).

8

     Кто такие садзы? «Место и роль садзов в исторических судьбах всего абхазского на-рода, края в целом, остаются все еще недостаточно выясненными. Изучение их происхож-дения, их истории и этнокультурных связей может явиться предметом не одного исследо-вания. Но уже и теперь все более выясняется, что садзы – это особая этнографическая группа, обособленная часть абхазского этноса, которая издавна и до второй половины прошлого столетия (XIX века – Д.Д.) обитала компактно на исконной своей территории в северо-западных районах исторической Абхазии, сохраняя в то же время, как увидим ни-же, особенности своего оригинального языка, культуры и быта». (37). Отвечая на вопрос, «к какому типу этнической общности относились садзы XIX века?», Ш.Д. Инал-ипа спра-ведливо отмечал, что садзы не являются ни нацией, ни этноконфессиональной группой. По словам Ш.Д. Инал-ипа, «садзы XIX в. представляли собой своеобразную этнографиче-скую группу, то есть обособленную часть абхазской феодальной народности, сохраняв-шую многие существенные особенности былого родоплеменного устройства, включая специфические черты их диалекта, а также традиционной культуры и быта». (49). (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.37, 49).
     Аргумент в пользу абхазского происхождения садзов. Абхазская этническая при-надлежность садзов подтверждается рядом имеющихся материалов. Так, садз из Турции Сейди Ахмед-паша, вывезенный мальчиком из Садзена в начале XVII века, говорил, что своеобразие выговора садзов показывает их происхождение от абхазов, что он сам всю жизнь сохранил «абхазский выговор». (Инал-ипа Ш.Д., Садзы, Москва, 1995, с.50).