Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Цанба

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

     Князья Цанба. Малая Абхазия простиралась от р. Бзып до р. Хоста (Хамыш). В Малой Абхазии обитала этнографическая группа абхазов – садзы, известные также под этнонимами джики или же джигеты. Садзы сами себя называли апсуа (абхаз), они говорили на садзском диалекте абхазского языка (асадзипсуа бызшва). Они делились на множества мелких территориальных общин. В ущельях рек Жоэквара и Хашпсы располагалась многочисленная община Цан (Цандрыпш), руководимая князьями Цанба. Многочисленную общину Гяч (Гячрыпш), занимавшую территорию от р. Псоу до р. Мзымта, возглавляли князья Гячба. На Адлерском мысе (правильнее – Аредлерском) обитала крупная община Ард князей Ардба. Также известны и другие садзские общины: это община Цвиджа и община Хамыш. К садзам относились и абхазские общины горных регионов северо-западной Абхазии: ахчыпсы (обитатели верховий р. Мзымта), аибга (жители верховий р. Мзымта), чужгуча (проживали на р. Цвижепсе). Властителями здешних мест были князья из рода Маршан (Маршаниа). (Абхазы, 2007, с. 49).
     Связь истории садзов с санигами. Упоминание Цанба и Цандрипша. «Как видно по всему, пишет Ш.Д. Инал-ипа, - история садзов (джигетов) связана с санигами. К такой генетической связи склоняет и сходство этнонима «сан-иги» с древнеабхазским родоплеменным названием Цан-ба – главнейшей садзской княжеской фамилией, от которой происходит и топоним Цан-дрипш, или Сан-дрипш, то есть «область» или «община» (рода или племени) цанов (санов). Цандрипш – «столичный» населенный пункт, политический и религиозный центр региона, сердце Садзена с известным одноименным Цандрипшским храмом первой половины VI века, руины которого у самого побережья сохранились до наших дней». (Инал-ипа, Садзы, 1995, с. 16).
     Принятие фамилией Цанба русского подданства. «Первыми среди садзских князей русское подданство приняли цандрипшские князья Цанба, а после них склонность последовать им проявили и другие княжеские роды. Возмущенный Хаджи-Берзек решил наказать садзских князей, и осенью 1840 года он появился в Гаграх во главе отряда из убыхов и ахчипсоувцев в количестве 2500 человек. Одновременно он собирался сделать нападение и на Абхазию, но из всех своих намерений исполнил только в отношении князей Цанба. Цандрипш был разорен и опустошен, а от населения были взяты заложники». В марте 1841 года все основные княжеские фамилии приморских садзов присягнули на верность русскому правительству и государю.
     Упоминание рода Эвлией Челеби. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, прибыв в Абхазию почти в конце первой половины XVII века, посетил абхазские племена «чач», «арлан», «чанда», «кечи», «арт», «камыш», а также область Садз. Давая им описание, Эвлия Челеби писал, что люди племени «чач» - «не все они одного вероисповедания», «это разбойничий, отважный народ»; беи (князья) племени «арлан» – справедливые; племя чанда – «храбрый народ»; племя «кечи» – гостеприимное и храброе, храбрее, чем племя «арт»; большинство людей из племени «арт» занимаются торговлей, «правдивый народ»; люди из области Садз занимаются товарообменом, «свободно говорят на черкесском и абхазском языках», их племя состоит из семи тысяч «храбрых, сильных бахадыров (богатырей)», «остерегаясь их козней, черкесы и [другие] абаза постоянно [должны быть] начеку»; люди племени «камыш» считают, что «человек, не занимающийся грабежом, - жалкий неудачник», «потому они и не допускают таких в общество и не дают им [в жены] девушек», «среди них есть абаза, приехавшие из Топхане, из Стамбула и из Египта», «у них много мечетей  и много мусульман с семьями и домочадцами»; в целом же племена народа «абаза» - «непокорный и мятежный» народ «числом многие сотни тысяч». (Эвлия Челеби, Книга путешествия, Выпуск 3, Москва, 1983, с. 49-54). 
     Святилище рода Цанба. Среди языческих святилищ абхазских фамилий наиболее известны Аублаа рныха (святилище рода Аублаа на территории г. Сочи), Цаных (святилище рода Цанба между Мацестой и Сочи), Ахных (святилище рода Ахба вблизи Адлера), Чыгурных (святилище рода Чыгуба в 15 км северо-западнее г. Гагра), Эт-ных-Аг-ных (святилище рода Ампар в селе Калдахуара), Лейаа-рныха -святилище рода Лейба в селе Мгудзырхуа), Гумба-рныха (святилище рода Гумба в селе Куланырхуа), Хбы-иных (святилище рода Ахба в селе Ачандара), Зхуаа-рныха или Шьагуныха (святилище рода Зухба в селе Окум) и др.
     Упоминание горы Цанба. Среди абхазских топонимов, в которых отразились наименования фамильных групп абхазов, следует упомянуть Айшьха (Айская гора в Адлерском районе, название которой связано с родом Айба), Цындышьха («Цандская гора» в Гагрском районе, название которой связано с родом Цанба), Бардзышьха («Бардзская гора» в Гудаутском районе, название которой связано с родом Бардзба), Гумышьха («Гумская гора», название которой связано с родом Гумба), Шамырдзха («родник Шамбовых»), Кудепста («ущелье Кудбовых»), Мацеста («ущелье Мацбовых») и т.д.

2

     Цанба среди главных фамилий садзов. Главными фамилиями среди садзов являлись: Ардба (жили между реками Мзымта и Хоста), Гечба (жили между реками Хашпсы и Мзымта) и Цанба (жили примерно между реками Бзып и Хашпсы).
     Происхождение Цымцба от Цанба. Согласно преданию, зафиксированному А.Л. Цымцба со слов Цымцба Наиба Ситовича, родоначальником Цымцбовых является один из людей знаменитого на всю Абхазию славного княжеского рода Цанба, который был замешан в каком-то убийстве. «По обычаю горцев, - говорится в этом предании, - человека, совершившего какое-либо преступление, не преследовали (не мстили), если он навсегда покидал место, где он жил. Так случилось и на этот раз. Беглец поселился в селе Бармыш, звали его Чацв, от него пошли Цымцбовы». (Куправа, 2003, с. 145). Здесь не совсем понятно, кем по своей фамильной принадлежности был родоначальник фамилии Цымцба: Цанба или один из людей, который были зависим от рода Цанба?