Об этимологизации фамилии Ачба. Ошибочной является и попытка этимологизировать фамилию Ачба как «сын перепелки» или «кто дает есть, насыщаться». А известный карачаевский историк Кази Танаевич Лайпанов пишет, что абхазские фамилии Ачба и Чачба происходят от тюрко-савирских ханов и означают: Ачба – обозначение пищи, Чачба – обозначение волос. Как мы уже отмечали, фамилия Чачба появилась в письменных источниках в XI веке, хотя уже существовала задолго до этой даты. Фамилия Ачба появилась за несколько столетий до Чачба. И, естественно, за это время данная фамилия (Ачба) могла исказиться до неузнаваемости. На факт искажения фамильного имени Ачба указывают грузино-мегрельские формы его написания – Анчабадзе и Анчбая. Фамильное имя Чачба произошла от Ачба уже после искажения этого фамильного имени. Исключив из грузино-мегрельских форм написания фамилии Ачба неабхазские форманты, мы получаем первоначальную форму фамилии Ачба – это Анчаба – Анчба, что означает по-абхазски «сын Бога», «сын Анцва (Анча)». Поэтому становится понятным, почему Ачбовых считают в народе древнейшими жрецами наиболее могущественных абхазских святынь. Традиции обожествления царской власти, генеалогически происходившей от сословия жречества, связанного с почитаемыми в народе святилищами (Аныха), и предопределили возникновение  фамилии Анчаба – Анчба. Если бы первоначальная форма фамилии Ачба не звучала как «Анцваба – Анчаба» и не означала «сын Бога», то средневековые грузинские авторы, прекрасно знавшие абхазскую религиозную терминологию, вряд ли зафиксировали бы ее в форме «Анчабадзе». Таким образом, видно и понятно, что этимологическое значение правильно зафиксированных абхазских фамильных имен устанавливается довольно просто.
     «Золотой век» Ачба. Представители крестьянского сословия «анхаю», численность которого в рамках всего крестьянского сословия до второй половины XIX века доходило до 90 и более процентов, зорко оберегали народный обычай от посягательств со стороны высших сословий. Гордясь своим чисто крестьянским происхождением и отказываясь от дворянских титулов, они во многом идеализировали легендарное прошлое, отмечали порочность века князей Чачба и прославляли век князей и царей Ачба. Оценивая эти «века», представители крестьянского сословия «анхаю» исходили, прежде всего, из положения в области брачно-семейных отношений в народе. «Если раньше, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, - правила экзогамии были обязательны для всех, то в поздний период развития классовой дифференциации уже далеко не все князья и дворяне, стремившиеся увековечить свои кастово-сословные привилегии, считали нужным подчиняться всем строгостям этого закона обычного права» (Инал-ипа Ш.Д, Очерки по истории брака и семьи у абхазов, Издание Абгиза: 1954, с. 11).