Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Кузня у абхазо-адыгских народов


Кузня у абхазо-адыгских народов

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

     Роль и значение кузни у абхазов и адыгов. Тесное переплетение производственных функций кузни с культовыми, положение кузнеца как сакрального члена коллектива отмечались многими исследователями кузнечного ремесла абхазов и адыгов. «Кузнецы пользовались большим почётом в обществе, и само их ремесло в глазах абхаза имеет священное значение», - подчёркивал М. Джанашвили (Джанашвили, 1894, с. 25). В работе И.А. Аджинджала (Аджинджал, 1969, с. 205-274) кузнецы рассматриваются «как жрецы – представители особой касты». С того времени, как кузнечное ремесло абхазов привлекло к себе внимание, производственный и культовый аспекты изучались в отрыве друг от друга. Судя по типологии кузнечного ремесла, у абхазов должны были существовать обряды, производившиеся, например, при добыче руды, заготовке древесного угля для кузни, во время плавки и ковки металла и т.п. Описание подобных обрядов мы не встречаем в работах, освещающих многие важные стороны истории становления и развития кузнечного ремесла, его роли в жизни общества. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 268-269.

2

     Два типа кузни у абхазов. В настоящее время существуют по преимуществу два типа кузни. Единственными функциями одного являются хозяйственно-производственные; другой тип почти не связан с производством, так как играет роль святыни отдельной семьи или группы родственных семей. Разделение и независимое сосуществование прежде единого ремесла, видимо, наметилось уже достаточно давно и было связано, в частности, с развитием машинного производства, оказавшего сильное влияние на древние ремёсла. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 269.
     Почитание кузни. Кузница – это не только мастерская, в которой изготавливают орудия труда. Она почитается как священное место, где присягают, приносят жертвы покровителю Шашвы (Абыжьныха), дают обеты и молятся. Её строили у ограды двора или в саду под большими деревьями, или же подальше, среди подлеска, вдали от жилищ. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 273.

3

     Особенность строительства кузни. Небытовое назначение кузни обнаруживается в том, что при строительстве жилого дома из плетёных прутьев устанавливаются горизонтальные колья, которые и оплетаются хворостом, а вот при сооружении кузни плетение стен её ведётся вертикально. Возможно, что для сооружения кузни могла использоваться лишь определённая порода дерева. Сведений о том, какой именно материал можно было использовать при строительстве кузни, у нас нет. Но, поскольку кузнецу запрещалось строить себе строение из рододендрона, т.е. из прочной породы дерева, обычно использовавшейся абхазами при строительстве, можно предположить, что рододендрон не мог применяться и при строительстве кузни. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 273-274.
     Священные инструменты кузни. Священными являются и важнейшие инструменты, используемые в кузне. Это - наковальня, клещи и молот. Они именуются «три руки». Все «три руки» кузни неприкосновенны для посторонних лиц. Они передаются по наследству от отца к сыну. При создании новой кузни в действующей кузне совершали жертвенный обряд, освящая «три руки», и передавали их новому кузнецу. Затем жертвенный обряд имел место и во вновь созданной кузне. Среди трёх инструментов кузни особенное значение играла наковальня, сама по себе выступающая в роли святыни, которую почитают, которой клянутся и проклинают. Именно у наковальни – алтаря кузни приносили жертвы, посвящённые божеству кузни. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 274.

4

     Сакральный характер клещей кузни. Сакральный характер другого инструмента кузни – клещей можно видеть в кабардинском тексте, в котором повествуется о происхождении железных клещей Тлепша. Тлепш вначале работал без железных клещей. «Однажды утром жена Тлепша, выгоняя скот, увидела на дороге убитую змею, голова и хвост которой были скрещены. Вернувшись, жена сказала Тлепшу: «Я сегодня увидела убитую змею, голова и хвост которой были скрещены. Если бы ты сделал что-нибудь похожее, чтобы держать им железо, можно было бы работать, не обжигая рук». Тлепш вышел и посмотрел. Вернувшись, он сделал подобное увиденному и при помощи этого стал ковать. С тех пор стали делать клещи. До этого клещей не было. Схожая история происхождения клещей встречается и в абхазском сказании о Лукмане. Это «перволекарь», который открыл целебные свойства многих растений и лечит ими людей. Лукман не знает лишь, как рвать зубы. Ценный совет на этот счёт даёт змея – надо изготовить инструмент наподобие змеиных челюстей. Профессия Лукмана определённо напоминает «врачебную» функцию кузнеца. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 274.
     Почитание орудий кузни у племени вафипа. Отношение к трём инструментам кузни как к священным орудиям ремесла напоминает и почитание орудий кузнеца, в частности, у племени вафипа района озера Танганьика. У них засвидетельствован обряд, посвящённый ящику, в котором хранятся эти инструменты. Ему приносят в жертву цыплят. Буквально каждое действие, связанное с кузней: рубка дерева для плавки, возвращение после неё в деревню, начало работ в новой кузне сопровождаются специальными церемониями. Особые требования предъявляются к орудиям производства. Так, кузнечные меха «будут иметь силу, если шкура снята с живой козы». К глине, из которой сделана печь, необходимо примешать специальную смесь, чтобы она хорошо работала. С этой целью печь «кормят» яйцами и кашей. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 274-275.
     Восприятие кузни. Следы восприятия кузни как некоего существа прослеживается и в абхазской традиции. Их можно видеть, в частности, в обозначении кузнечного шлака как «помёта кузни». Куски шлака могли использоваться кузнецами в качестве надёжного оберега скота, плодовых деревьев от любителей лёгкой наживы. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 275.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Кузня у абхазо-адыгских народов