Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Шаманы и шаманизм


Шаманы и шаманизм

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

     Статус кузнеца и шамана. Статус кузнеца и шамана в целом сходен и обусловлен функциями этих лиц. Они – защитники коллектива перед лицом всевышних сил и обладают особой силой, недоступной простому смертному. Но свои сокровенные способности кузнец и шаман могут обратить и против окружающих. И их панически боятся. В силу этих факторов кузнец и шаман не только пользуются в некоторых обществах почётом и уважением, но и одновременно – дурной славой колдуна. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 283.
     Черты сходства между шаманом и кузнецом. Среди черт сходства между шаманом и кузнецом привлекают к себе внимание обряды посвящения в шаманы и в кузнецы. Так, посвящению в шаманы обычно предшествует период видений. Духи днём и ночью настойчиво преследуют избранника, требуя дать согласие стать шаманом. Подобные преследования прекращаются после того, как человек даёт согласие стать шаманом, а в ряде обществ он подвергается и определённым посвятительным обрядам. Основная суть видений и последующих посвятительных обрядов заключается в том, что избранник умирает и рождается в новом качестве – шамана – человека, обладающего сокровенными способностями. Через испытания, сходные с шаманскими, проходит и кузнец. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 283.

2

     Поедание углей шаманом у якутов и нартов. В шаманской практике якутов встречаются свидетельства того, что шаман в ходе камлания ел горячие уголья. Подобное поедание углей представлено и в нартском эпосе. Углями кормили после закалки Сасрыкву: их ел и младенец Патараз. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 285.
     Связь птицы с шаманом. С «биографией» шамана тесно связывается птица, очень часто орёл. Связь птицы с шаманом прослеживается в тех историях с ним, согласно которым душа шамана воспитывается в птичьем гнезде; птица (орёл) научила человека шаманить; шаман вылупляется из яйца, которое сносит в гнезде на дереве птица, похожая на орла; при камлании шаман превращается в какую-либо птицу или пользуется услугами духа птицы. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 285.
     Воспитание шаманов. Великие шаманы могли воспитываться и в специальной люльке. Так, согласно гольдской легенде первый шаман Хадо родился на берёзе и был вскормлен птицей в люльке на этой берёзе. Эту легенду Л.Я. Штернберг (Штернберг, 1936, с. 30) отмечал как близкую к якутским преданиям. (285). Известно также якутское поверье о том, что самые большие шаманы воспитываются и укачиваются в особой колыбели в нижней стране у злых духов. Затем души этих шаманов варились и закалялись покровителем кузнецов. У этого покровителя кузни веки глаз всегда спущены, и когда ему нужно что-нибудь увидеть, то восемь человек сверху и снизу открывают железными крючьями ему глаза. Как существу иного мира покровителю кузни якуты приносили в жертву животных чёрной масти. Источник: В.Г. Ардзинба. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток: этнокультурные связи. Москва, 1988, с. 285.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Шаманы и шаманизм