Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Апсилы и Апсилия


Апсилы и Апсилия

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

     Апсилы, абсилы — одно из древних племён, проживавших на территории современной Абхазии и сыгравших решающую роль в образовании абхазской народности. С I в. имели собственное национальное государственное образование — Апсилию. Впервые апсилы упоминаются в сочинениях Плиния Старшего в I в. н. э. как gens Absilae, а также Флавия Арриана во II в. как Αψιλαι. Со 2-й половины VIII в. после политического поглощения Апсилии Абазгией апсилы в документах не упоминаются. Этноним «апсилы» сохранился в самоназвании абхазов — Апсуа. В I-II веках н. э. апсилы заселяли значительную часть северо-западной Колхиды от районов, прилегавших с севера к Фасису до Себастополиса. Наиболее четкие сведения по этому вопросу для VI века сохранил Прокопий Кесарийский, локализовавший апсилов на побережье Черного моря от того места, где это побережье делает резкий поворот на запад (юго-восточнее современной Очамчиры) до крепости абасгов Трахеи (современный Новый Афон), а их пределы в горах определивший до границы с аланами, то есть до перевалов Большого Кавказа. У апсилов сравнительно рано сложилась политическая и культурная ориентация на Рим, осуществлявшаяся в первую очередь через приморский Себастополис. Не случайно ведущие центры Апсилии были сосредоточены в Цебельдинской долине на пути к Клухорскому перевальному пути, который интересовал римлян с момента их появления на побережье.

2

     Апсилия в VI веке. В VI веке на территории Северо-Восточного Причерноморья столкнулись интересы двух величайших держав того времени — Ирана и Византии. Иран при поддержке своих северокавказских союзников попытался отторгнуть Колхиду от Византии, совершив сюда ряд опустошительных походов. Византия, действовавшая в союзе с местными образованиями, сумела в преддверии этих вторжений расширить оборонительную систему крепостей и укреплений в регионе. Апсилы вместе с абасгами, мисимианами, лазами и сванами вошла в федерацию племён, созданную Византией для организации отпора Ирану. Однако в каждом из входящих в федерацию племен существовали как «провизантийские», так и «проиранские» течения. В Апсилии местные жители самостоятельно уничтожили отряд персов и, ссылаясь на отсутствие помощи со стороны византийцев и лазов, на короткий период объявили себя независимыми. Однако затем в центре Апсилии Цибилиуме (Цебельде) вновь появляется византийский отряд, который в 553 году отразил наступление персов. В мае-ноябре 556 года в Апсилии находилось четырехтысячное войско византийцев, которое участвовало в подавлении восстания мисимиан, пытавшихся отделиться от Лазики и стоявшей за ней Византии. Весь VII век Апсилия оставались в зависимости от Византийской империи, став, по сути, её отдалённой северо-восточной провинцией. В самом конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы, которые, дойдя до Апсилии, разместили в ней свои гарнизоны. В 711 году будущий император Византии Лев Исавр подавил сопротивление проарабской партии, восстановив в Апсилии власть Византии.

3

     Культура Чхороцку (Западная Грузия) - апсильского происхождения. По данным свободной энциклопедии "Википедия", по имени Чхороцку - посёлка городского типа в крае Самегрело - Земо Сванети, что находится в Западной Грузии, названа особая культура, предположительно принадлежавшая апсилам, предкам абхазов. Известен Золотой сосуд из Чхороцку. В городе имеется музей с археологическими коллекциями каменного и бронзового века (оружие, керамика, драгоценные камни, украшения), коллекцией средневековых монет и печатей, рукописей и икон. Всего фонд составляет 22 390 экспонатов.

4

     Цебельда - Троя Ю.Н. Воронова. Так уж повелось, что в жизни каждого археолога должна быть своя Троя, а у Юрия Николаевича Воронова была своя Цебельда. Она породила его, а он в свою очередь - Цебельдинскую экспедицию. За этим, казалось бы, скромным, на первый взгляд, названием стоят прежде всего фундаментальные исследования главной крепости Апсилии - Тцибил (по абх. Цабал), о которых от своих историков Прокопия и Агафия знал сам византийский император Юстиниан Великий, могил апсилов, одних из основных предков современных абхазов, раннехристианских церквей, ответвлений Великого шелкового пути и многого другого.
     Изучение древностей Цебельды. Древности Цебельды более столетия привлекали внимание известных путешественников и исследователей (Ф.Дюбуа де Монпере, П.С.Уварова, Д.З.Бакрадзе, А.А.Миллер, В.И.Стражев, Л.Н.Соловьев, М.М.Трапш и др.). Цебельдинская археологическая экспедиция под началом Юрия Николаевича приступила в 1977 г. к систематическим широкомасштабным исследованиям сердца исторической Апсилии - Цебельды. За 10 лет "археологической страды" Цебельдинской экспедицией было выявлено более 80 тысяч разнообразных изделий, относящихся к широкому историческому периоду, - от палеолита до позднего средневековья. Сама крепость была построена местным населением при участии византийских архитекторов (возможно, Фомы Армянина) по всем канонам фортификационного зодчества с учетом стратегических путей м подходов.
     Результаты археологических раскопок. По археологическим материалам, обнаруженным в Цебельде, можно судить, что всё мужское население апсилов было военизированным (даже кузнецы III - IV вв. были воинами) и оснащено для своего времени современнейшим оружием, вплоть до дамасских мечей (самых ранних для территории бывшего Советского Союза), метательных топоров "францисков", массивных наконечников стрел со свинцовым стабилизатором против персидских слонов и т.д. Женщины не отставали от обшеевропейской моды, носили богатые украшения (например, золотые, серебряные, бронзовые фибулы, серьги, кольца, мозаичные бусины из Александрии Египетской и бусины с китайскими иероглифами и т.д.), пользовались маникюрными наборами и щипчиками для выщипывания бровей. Всего в окрестностях Цибилиума экспедицией выявлено более 500 захоронений, свидетельствующих о непрерывном 1500-летнем существовании здесь поселения с VIII - VII вв. до н.э. до раннего средневековья (как известно, первые сведения об апсилах мы встречаем у Плиния Секунда в I в.). На базе Цебельдинской экспедиции в Абхазском институте языка, литературы и истории (ныне Абхазский институт гуманитарных исследований им.Д.И. Гулиа АНА) была создана творческая группа "Цебельда". Планировалось вести фундаментальные исследования в области археологии, антропологии и металлографии с дальнейшим изданием ряда монографий по названным направлениям. Но, увы, жестокая грузино-абхазская война 1992 - 1993 гг. поглотила в своей безжалостной огненной круговерти большую часть всех накопленных Цебельдинской экспедицией материалов и отчетов.

5

АПСИЛЫ
     Первым упомянул об апсилах известный римский историк Плиний Старший (Секунд), который погиб, спасая людей во время извержения Везувия в 79 г.н. э. В 137 г. о них писал и римский чиновник (легат) Флавий Арриан, посетивший, по поручению императора Адриана, военную базу Себастополиса. Апсилы жили тогда к северу от лазов и имели «царя» Юлиана, получившего знаки «царской» власти от императора Траяна (98–117 гг.). В I–II вв. они заселяли значительную часть Колхиды к северу от Фасиса до Себастополиса, что подтверждается и археологическими материалами. В последующее время (II–V вв.) апсилы в письменных источниках почти не упоминаются. Судя же по археологическим раскопкам, наиболее густозаселённым районом Апсилии в III–V вв. была современная Цебельдинская долина. К VI в. лазы оттеснили апсилов примерно к р. Ингур. Наиболее богатое из ранних захоронений апсилов – погребение в с. Таглан (Гальский район), принадлежавшее, возможно, кому-нибудь из «царского» рода Юлиана. Там было найдено много золотых изделий – голова оленя с ветвистыми рогами, бусы, бляшки; серебряные сосуды – стакан, чаши, кубок, блюдце, кольцо; обломки бронзового кувшина; железные конские удила и другие предметы I–II вв. В это время в Апсилии ходила римская монета кесарийской чеканки. В III–V вв. в Апсилию поступало большое количество античных изделий. Но апсилы сами создали свою самобытную культуру. В V в. они уже освоили производство собственных амфор для морских перевозок. В их могилах встречают лощёные аланские кружки, а в Теберде и Нальчике археологи находят апсилийские кувшины с чашечковидным венчиком (IV–V вв.).
     В VI в. вдоль перевального пути на Северный Кавказ было сооружено несколько крепостей, главная из которых была Тцибила (по-абх. Цабал). Они охраняли одно из ответвлений Великого шёлкового пути, дорогу через Апсилию («Даринский путь»). За его охрану империя платила большие деньги. Вооружены апсилы были самым современным оружием для своего времени – дамасскими мечами, метательными топорами «францисками» и другими видами вооружения.
     В социальном отношении апсилы сохранили основные черты родового строя на его высшей стадии, «военной демократии». Поэтому каждый мужчина был воином, даже кузнецы: железный инвентарь одного апсилийского захоронения III–IV вв. состоял из кузнечного молота и предметов вооружения. Каждый населённый пункт Апсилии объединял большое число людей, находившихся в различной степени родства. В окрестностях Цебельды такие поселения приобретали городской облик.
     Боевые слоны в Абхазии. В 553 г. персидский полководец Мермерой применил в Апсилии боевых слонов, но из этого ничего не вышло. У защитников крепости были мощные станковые луки, а закалённые наконечники стрел имели свинцовые стабилизаторы. Помимо этого оружия, защитники крепости умело использовали визг поросёнка, подвешенного за ногу. Слоны не выдерживали этого визга и разбегались.
     В крепостном строительстве, судя по Тцибиле, Апсилия не отставала от Европы (пятигранная, купольная, катапультная башни). Найдены также древняя баня, состоящая из трёх комнат (холодная, тёплая, горячая), водопровод, раннехристианские храмы с крещальней, где епископ Константин крестил взрослое население Апсилии, уникальная печь для обжига извести, винодавильня и многое другое. Судя по археологическим материалам, Апсилия была связана с Грецией, Сирией, Египтом, Карфагеном и многими другими культурными центрами.

6

     Христианизация Апсилии. VI век н.э. стал периодом официального принятия христианства в абхазских землях. По церковному преданию, первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III-IV вв. в Питиунте образовалась первая на Кавказе христианская община, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Тем не менее, массовое принятие христианства апсилами приходится на 30-е года VI века вслед за лазами. Тогда в крепостях Цибилиума и Шапкы были возведены храмовые комплексы. Согласно клеймам на кирпичах и черепице, первым епископом апсилов был Константин. Близкая ситуация существовала и в Абасгии. Как и всюду, население Апсилии и Абасгии еще долго сочетало официальный христианский культ с традиционными языческими верованиями.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Апсилы и Апсилия