Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хатты

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

     Здесь, в данной теме, разговор пойдёт о хаттах. Кто они такие, чем знамениты в истории, кто из современных народов мира может претендовать на славное имя потомков и наследников их культуры, об этом и многом другом вы узнаете здесь.
     Огромную роль в становлении культуры адыгов и абхазов сыграла цивилизация хаттов и касков, которые являются, по признанию многих авторитетных ученых как отечественных, так и зарубежных, одними из предков  абхазо-адыгов. О близком  родстве   хаттов , касков и  абхазо-адыгов  свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сходство их языка, уклада жизни, традиций и обычаев, религиозных верований, топонимика и многое другое.
     В свою очередь хатты  имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии и сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа, особенно абхазо-адыгов. В частности, о непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная Майкопская археологическая культура, относящаяся к III тысячелетию до н.э.
     Следующим свидетельством связей  абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы-дольмены. Следующим доказательством того, что  хатты  являются одними из предков  абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов, В.Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (г. Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары. Ученые полагают, что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттский и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал примерно 7 тыс. лет назад.
     Помимо языкового родства отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских древних религиозных верований. Специалисты указывают, что древнее имя народа «хати» до сих пор сохранилось в названии одного из адыгских племен – хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие, как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хьэтыкъуэ (Хатуко) и др. С именем  хаттов  следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьэтыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла» – одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.
     Одним из неопровержимых доказательств того, что  хатты  и абхазо-адыги родственные народы, являются примеры топонимики. Так, в области Трапезунда (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками  абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр. К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» («вода», «река»): Арипса, Супса, Акампсис и т. д., а также названия с элементом «къуэ» («овраг», «балка») и т.д. Другой авторитетный востоковед Г.А. Меликишвили отмечал, что в Абхазии и южнее, на территории Западной Грузии, встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит абхазо-адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс. Ламыпс, Дагарыпш и др. Он полагает, что эти названия были даны теми абхазо-адыгскими племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек.
      Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы военных действий, обучения воинов были применены впервые ими. Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считает, что первыми мореходами планеты были хатты.
     Подробнее: http://virt-circassia.ucoz.com/publ/1-1-0-39

2

     Кто такие хатты. По материалам Википедии, хаттами именуются: древний народ, говоривший на хаттском языке и основавший страну Хатти в Малой Азии, впоследствии завоёванную хеттами; германское племя и раса существ из фантастической вселенной «Звёздных войн». Иных данных в хвалёной Википедии нет. По данным сайта hworld.by.ru, хатты - древнейшее население Малой Азии, жили в излучине реки Галис и к югу от нее. Хаттов не следует путать с хеттами - народом, образовавшимся в результате смешения индоевропейцев с хаттами. Язык  хаттов  известен нам по записям религиозных отрывков, найденных в дворцовых архивах Хеттского царства. Центром политической и культурно-экономической жизни  хаттов  был г. Хаттуса. Они сыграли значительную роль в создании хеттской культуры и государства.
     Информация о стране Хатти. В III тыс. до н.э. в Восточной Анатолии появились центры экономической, политической и культурной жизни малоазийских племен, обладавшие не только ресурсами, но и технологиями раннего бронзового века. На этой территории образовалось несколько крупных городов-государств, таких как Канеш (Неса), Хаттуса, Цальпа, Бурусханда, Куссар и др. Во главе них стояли так называемые "цари", которые вели друг с другом упорную борьбу за гегемонию в регионе. Население этих городов говорило на языке, условно называемом протохеттским. Однако это название является не очень удачным, т.к. данный язык никак не связан с собственно хеттским. Более подходящим следует признать название хаттский. Оно происходит от слова hattili, которым предварялись фрагменты текстов записанных на этом языке. Они встречаются в архиве Богазкея в виде очень кратких высказываний жрецов.
     Образование хеттского народа. Во второй половине III тыс. до н.э. на территорию Анатолии стали проникать индоевропейские племена. Вопрос о точном периоде и путях их продвижения остается открытым. Несомненно лишь то, что к началу II тыс. до н.э. индоевропейские племена в Малой Азии разделились на неситов, проживавших в районе городов Несы и Куссара, лувийцев на юго-западе полуострова и палайцев на севере. Постепенно они распространились на центральную часть Анатолии, где проживали хатты. В течение нескольких столетий индоевропейцы смешивались с местным населением, и в результате образовался собственно хеттский этнос.
     Упоминание хаттского имени Памба. Согласно преданию, записанному около 1400 г. до н.э., аккадский царь Нарам-Суэн воевал против 17 царей, среди которых был и царь Хатти по имени Памба. Другой вариант этого предания содержится в вавилонской табличке XVII в. до н.э. Имена царей в этих двух версиях не совпадают, поэтому к этому тексту следует относиться с большой осторожностью. Несомненный факт войны Нарам-Суэна с союзом мятежных царей со временем мог обрасти легендами.
     Индоевропейские корни. Хеттская религия, как и вся хеттская культура, складывалась благодаря взаимодействию культур различных народов. Хеттские тексты буквально пестрят именами различных богов. Большая часть богов индоевропейского происхождения была связана с городом Канеш. К ним относятся бог-защитник Пирва, бог дня Сиват, который у хеттов постепенно был вытеснен хаттским Богом Солнца Эстаном, а у лувийцев сохранился под именем Тиват. В текстах часто встречается упоминание Сиу-Суммиса - Бог-Наш. Явные индоевропейские корни имеют и многие обрядовые песни (например, "Песнь Пирве"), гимны ("Гимн Богу Солнца", который связан с морем), описания царского похоронного ритуала. 
    Факты влияния мифологии хаттов на религию хеттов. Мифология хаттов также оказала существенное влияние на хеттскую культуру. По-видимому, одним из главных хаттских богов был Бог Солнца Эстан (Истанус). Он является героем многих мифов, ему посвящены гимны и молитвы. В районе Хаттусы более всех почитали Солнечную Богиню города Аринны Вурунсему. Какое место она занимала в пантеоне по отношению к Эстану, мы не знаем, т.к. ее мужем считался Бог Грозы Тару (Сару). Уже в "Надписи Аниты" он предстает верховным богом, часто именуется "царем небес, владыкой земли Хатти". Богу Грозы посвящены многие мифы: "Мифы об Иллуянке", "Луна, упавшая с неба", "Телепинус и дочь Океана". Дочерьми Вурунсему и Тару были солнечное божество Мецулла и Хулла, а внучкой - богиня Цинтухи, также почитавшиеся в Аринне. Одним из наиболее древних богов был Хальсамуит - Бог Престола, олицетворение царской власти. Покровительницей Хаттусы считалась воинственная богиня Инара, игравшая заметную роль в "Мифе об Иллуянке". Хаттское происхождение имеет и богиня Катахцифури - "Царица Богиня", в хеттских текстах именуемая Камрусепой. В текстах встречаются упоминания бога-кузнеца Хасамиля, бога-пастуха Хапанта-ли, божества подземного мира Лельвани, богини зерна Каит, Бога Луны Кашку. Жизненную силу природы олицетворял Бог плодородия Телепину, имя которого неразрывно связано с мифом об исчезающем боге. Хаттское влияние чувствуется в представлении хеттов о языке богов и людей - имена богов на них якобы звучат по-разному. Многие имен а хеттских божеств представляют собой простой перевод с хаттского.
     О терминах "хатты", "хетты" и "протохетты". Древнейшее название Анатолии, «страна Хатти», впервые встречается на клинописных табличках из Месопотамии периода Аккадской династии (около 2350—2150 гг. до н. э.). На этих табличках ассирийские торговцы обращались за помощью к аккадскому царю Саргону. Такое название страны, согласно ассирийским хроникам, использовалось в течение 1500 лет до примерно 630 г. до н. э. Термин « протохетты », который ранее использовался как синоним термина «хатты», является неверным, поскольку хетты всего лишь занимали ту же территорию, где ранее обитали хатты, однако хетты были индоевропейским народом, этнически и лингвистически отличным от хаттов. Несмотря на это, хетты продолжали использовать по отношению к своей стране название «страна Хатти», и ассимилировали прежнее хаттское население. Хатты, возможно, были связаны по языку и происхождению с народами халдов и/или халдеев. Хатты были организованы в теократические города-государства и небольшие царства (княжества). Даже по мере их постепенного завоевания хеттами, начиная с 2200 г. до н. э., хатты всё ещё составляли значительную часть местного населения.
     Влияние хаттов на религию хеттов. В связи с тем, что в хеттской религии часто встречаются ритуальные фразы на хаттском языке, историки считают, что большинство хеттских божеств было заимствовано от хаттов. Среди этих божеств: богиня Солнца, её муж бог Бури и их дети Нерик и Циппаланда, их дочь Нецуллаш и их внук Центиш, а также Телипину, его жена Хатепинуш, богини Цитхарияш, Карциш и Хапанталлияш, а также, возможно, Инараш.
     Антропологическое отличие хаттов от хеттов. Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал. Э. Акургал считает, что «хатты всё ещё составляли значительную часть населения в хеттский период».  Если это так, что индоевропейцы-хетты составляли правящую элиту Хеттской империи, тогда как автохтоны-хатты занимали нижестоящие слои общества. Статуэтка из золота и серебра, изображающая хаттскую женщину с длинным носом, представлена в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Она была найдена в Хасаноглане и датируется около 2000 г. до н. э.
      Источник: ru.wikipedia.org

3

     Согласно известному российскому автору Александру Асову, хатты, протохетты и атланты - это три разных наименования одного и того же народа. "Итак, - пишет А. Асов, - определено местоположение  Атлантиды  - реальной страны погибшей во время Дарданового потопа.  Населял эту страну высокоразвитый народ - атланты, точнее - хатты,   протохетты . Культура атлантов оказала огромное влияние на культуру многих окружающих народов в том числе и праславян". (http://e-lib.info).
     Считается, что начал поиски Атлантиды древнегреческий философ Платон. Именно он писал о гибели материка Атлантиды в Атлантическом океане и сообщил, что погибла она 12 тысяч лет назад. Срок, названный Платоном, совпал со сроком окончания Великого Оледенения и с последовавшим за таянием льдов поднятием уровня Мирового Океана. Действительно, в 10-м тысячелетии до н.э. происходили крупные геологические катаклизмы, земная кора сотрясалась, освобождаясь от многокилометровой толщи льдов. На побережье накатывали невиданной величины цунами. В древнейших  мифах многих народов  сохранились воспоминания о той эпохе.
     Речь идет о прорыве Дарданелл - Дардановом потопе, реальном событии, бывшем в не столь отдаленную эпоху. Время Дарданового потопа согласно геологическим данным приблизительно определяется промежутком между V  и II тысячелетием до нашей эры.  Рассказы об этом Потопе сохранились в древнегреческой литературе.  О нем писал Диодор Сицилийский, пересказавший легенды жителей острова Самофракии в Эгейском море. Он же в своих исторических трудах описал войны атлантов с амазонками,  причем атлантов он поселил на берегу Тритонского озера рядом с малоазийским (отнюдь не африканским!) народом - фригийцами. Все приметы земли атлантов, приводимые им, относятся к Малой Азии.
     Согласно Платону, в результате катаклизма, погубившего Атлантиду, "провалились  под  землю" войска праафинян и атлантов, которые пытались завоевать Грецию. Следовательно, землетрясение  произошло у берегов Греции (именно здесь шли боевые действия), и Атлантида, погибшая тогда, как указывает Александр Асов, находилась где-то поблизости, а не в Атлантическом океане.
     Влияние культуры атлантов-хаттов на культуру окружающих народов. Культура атлантов оказала огромное влияние на культуру многих окружающих народов в том числе и праславян. Поскольку славяне также народ ведической культуры, которые к тому же соприкасались и с античным миром, и с древними хаттами, они сохранили память об атлантах и об Атлантиде - как о рае, или, по-славянски: Ирии. Древним славянам были известны атланты-титаны - древние великаны, жившие на Земле до Потопа. Это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов. Остатки великой цивилизации атлантов были поглощены ордами хеттов-ариев, потом хетты были разгромлены "народами моря" (судя по-всему - киммерийцами) в XII веке до нашей эры. Затем хетты попали в зависимость от Ассирии. После Потопа культура атлантов, их космогонические представления, их верования наследуются хеттами - жителями Малой Азии. С атлантами, видимо, следует соотносить протохеттское племя хаттили. Само имя "атланты" - это эллинское осмысление имени хаттили. "Атил" греческому слуху могло показаться созвучным со словом "атлант", что означает по-гречески - неодолимый. Имя Аттила носил гуннский вождь и русская река Волга.
     Образ атлантов-хаттов в греческой мифологии. В греческой мифологии Атлантида - мифический остров в Атлантическом океане, населенный атлантами; за непомерную гордость Зевс наказал их, они вместе с островом были поглощены Океаном. Атлантида часто отождествлялась с "островом блаженных", куда Зевс поселил после смерти людей четвертого века, которые при жизни были героями-полубогами. На островах блаженных живут они счастливой жизнью. Плодородная земля дает им трижды в год сладкие, как мед, плоды. Современные ученые до сих пор хотят узнать, какой же остров на самом деле был Атлантидой и что за люди населяли его, но история древности до сих пор прочно хранит свои тайны. Жители затонувшей Атлантиды, появились и в новое время. Часто о них упоминают в книгах и статьях. Ранние атланты, изображенные на данном рисунке, были ростом от трёх до четырёх метров, имели массивную грудную клетку, втянутый половой орган, у них были перепонки до половины Пальцев рук, а ступни ног имели листообразную форму. Видимо, они вели полуводный образ жизни... Нос у них был клапановидный. Цивилизация их погибла 850 000 лет тому назад, но на одном острове (Атлантиде) они сохранились до 10-го тысячелетия до н.э. Атланты делились на 4 расы: желтую, черную, красную и коричневую, между которыми постоянно шли войны. Главным оружием в этих войнах был гипноз, так как они имели развитый «третий глаз» - орган настройки на частоты психической энергии».
     Источник: imennik.narod.ru

4

     Данные Библии о хаттах как о "царях хеттейских". До конца 19 века о народе хеттов не было известно ничего, кроме того, что написано в Библии: в Библии хеттеи (так называется это племя в русском синодальном переводе) — сначала фигурируют как одно из племён, живших в Палестине, с которыми израильтяне встретились, вступив в землю обетованную. Но затем, во времена монархии (то есть Иудейского царства) в Библии часто встречаются упоминания о могущественных «хеттейских царях»: Во 2-й книге Паралипоменон (I, 17) говорится, что Соломон ввозил лошадей из Египта и продавал их «царям хеттейским и царям арамейским»; в 4-й книге Царств читаем о том, что сирийскому стану послышался шум коней и колесниц и сказали они друг другу: «Верно, нанял против нас царь израильский царей хеттейских и египетских… и встали и побежали в сумерки». То есть эти «хеттейские цари» были могущественны, как египетские. Потом свидетельства об этом народе были обнаружены в исторических хрониках Египта: народ ht (египетское письмо — консонантное). Затем (это ещё 19 век) началась дешифровка ассирийских клинописных надписей и обнаружилось, что ассирийцам была известна некая страна hatti (хатти).
     Упоминания страны Хатти. В 1887 году в Телль-Эль-Амарне (Египет) был открыт архив клинописных глиняных табличек, большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и административную переписку египетских царей — Эхнатона и его отца Аменхотепа III — то есть середины XIV века до н. э. В письмах от палестинских и ассирийских вассалов содержались частые упоминания о царе Хатти и передвижении его войск. Более того, среди писем одно было от самого Сиппилулиумы, царя страны Хатти; он поздравлял Эхнатона с восшествием на престол. Ещё там были 2 письма на неизвестном языке, одно из них предназначалось царю некой страны, называвшейся Арцава. Арцава находилась в вассальной зависимости от Хатти. Норвежский учёный Й. Кнудтсон изучил эти письма и в 1902 году указал, что этот язык имеет видимое сходство с индоевропейскими.
     Археологические находки в столице страны Хатти. И, наконец, в 1906 году группой немецких учёных под руководством Гуго Винклера были начаты раскопки в селении Богазкёй в Турции. Оказалось, что на этом месте находилась Хеттская столица — город Хаттуса (Hattušaš). Результаты раскопок превзошли все ожидания: был открыт царский архив, содержащий около 10 тысяч клинописных табличек. Некоторые из них были написаны на уже изученном аккадском языке, но большая часть на том же языке, что и оба ранее открытых «арцавских» письма. Во время первой мировой войны эти таблички были опубликованы. В 1915—1917 годах Берджих Грозный (1879—1952) (чешский учёный) расшифровал хеттские тексты (это была, конечно, предварительная расшифровка) и установил, что язык этих текстов принадлежит к индоевропейским. Наибольшая заслуга в расшифровке и переводе хеттских текстов принадлежит Ф. Зоммеру.
     Революция в индоевропеистике. Открытие хеттского языка произвело революцию в индоевропеистике. Буквально незадолго до этого была создана классическая «Сравнительная грамматика индоевропейских языков» младограмматиков Бругмана и Дельбрюка, где рисовалась достаточно цельная концепция индоевропейского праязыка, похожего в общих чертах на санскрит и древнегреческий. Новооткрытый хеттский язык был явно индоевропейский, но он был совершенно не похож ни на санскрит, ни на бругмановскую реконструкцию праязыка. И чем больше исследовали хеттский язык, тем больше приходилось пересматривать уже общепринятые к тому времени представления об индоевропейском языке.
     Источник: sigieja.narod.ru
     Упоминания хаттов Библией в форме "хеттов". Библия была первым источником наших сведений о хеттах. Ветхозаветные тексты упоминают их среди других племен Древнего Востока, указывают на места их расселения, довольно недвусмысленно подчеркивают высокий (по тому времени) уровень созданной ими цивилизации. Хетты, по библейским данным, образуют высокоорганизованное общество во главе с царями — общество, которое отличается своей воинственностью, значительным развитием торговли (как внутренней, так и внешней), тесными контактами с соседними народами и племенами и т. д.
     Иные источники. Эти отрывочные и научно неподкрепленные сведения вскоре стали пополняться египетскими (со времен Тутмоса III), ассирийскими и другими более достоверными данными о стране и народе Хета (егип.) или Хатти (асс). Особое значение в развитии хеттологии, как науки, имело открытие в 1891 году богатого Телль-эль-амарнского архива, среди клинописных табличек которого была обнаружена и переписка правителей Хатти (в частности, царя Суппилулиумы), проливавшая свет на многие аспекты хеттской политики в отношении Египта, Сирии и Палестины.
     Экспедиция Винклера и открытие Грозного. Круг ученых, интересовавшихся «хеттским вопросом», быстро расширялся. Описание случайно обнаруженных находок уже не удовлетворяло науку, и в 1906 г. Немецкое восточное общество направило в Богазкёй (в 150 км к востоку от Анкары) специальную археологическую экспедицию во главе с Г. Винклером. Результаты раскопок превзошли все самые смелые предположения. Г. Винклеру удалось вскрыть царский архив, содержавший около 10.000 глиняных табличек, испещренных клинописью. Хотя письменность большинства из них оставалась неясной, сомнений не было в том, что современный Богазкёй — это столица древнего Хеттского царства. Находки Г. Винклера явились началом систематической, упорной работы по расшифровке непонятного языка богазкёйского архива. Эта «великая битва» завершилась в 1915 г. блестящим открытием Б. Грозного, который со всей ясностью доказал индоевропейский характер хеттского языка. Б. Грозный открыл новую главу в хеттологии, в становлении которой был завершен период «доисторического» развития, и эта наука поднялась на «собственные ноги»: отныне сведения о хеттах не ограничивались данными, полученными у соседних народов; хетты сами заговорили о себе, явив нам древнейшую и поразительную цивилизацию, без знакомства с которой картина развития языков и истории Европы кажется сегодня совершенно немыслимой.
     Начало истории страны Хатти. Историю Хатти начинают обычно с сообщения полулегендарного текста «Царь Битвы», согласно которому малоазийские купцы обратились за помощью к Саргону Аккадскому против местного правителя Бурусханды. Вслед за Саргоном интерес к Малой Азии проявляет его внук Нарам-син. который воюет уже с целой коалицией 17 «царей», в том числе с Памбой, «царем» Хатти, и Ципани, «царем» Канеса. Эти события, достоверность которых еще полностью не установлена, относятся к XXIV—XXIII вв. до н. э., когда в излучине Галиса преобладало местное коренное население, говорившее на хаттском (или «протохеттском») языке. Именно эти аборигены дали название стране и даже пришлой, чуждой им, но впоследствии возобладавшей в этих краях индоевропейской народности, которая называла свой язык несийским (отсюда термин «неситы»), хотя в науке за ней закрепилось наименование хеттов.
     Политические образования индоевропейцев. С конца III тыс. до н. э. индоевропейцы (хетты, лувийцы, палайцы) выступают в Малой Азии в качестве активной силы, а с начала II тыс. (когда аккадские колонисты были вытеснены ассирийскими торговцами) они уже представляли собой реальную политическую силу, с которой приходилось считаться самой Ассирии. Со временем древнеанатолийские племена создали несколько политических образований — «княжеств» во главе с правителями, носившими титул rubā’um, среди которых выделялся «великий рубаум» (rubā’um rabī’um) Бурусханды. Создание более крупных хеттских политических образований относится к началу II тысячелетия до н. э. и связано с именами правителя Куссары Питханы и особенно его сына Анитты, при котором хеттское общество в своем внутреннем развитии достигло такой стадии классовой дифференциации, что можно говорить о политическом образовании государственного типа или, во всяком случае, о начальном периоде становления хеттского государства.
     Усиление Хеттского государства. После смерти Анитты, который оставил нам довольно пространное повествование о своих деяниях, приблизительно около ста лет источники молчат. Наиболее значительные сведения о последующей истории относятся к эпохе двух царей древнехеттского царства — Хаттусили I (1650—1620 гг. до н. э.) и Телипину (1525—1500 гг. до н. э.). На протяжении всей истории Древнего царства хеттским правителям не удается сломить сопротивление знати и утвердить свою абсолютную власть. Только с периода Нового царства (эпоха «империи»), который начинается с середины XV столетия до н. э., хеттские цари усиливают свою власть внутри государства и становятся неограниченными правителями страны. Одновременно растет могущество Хеттского государства, которое распространяет влияние далеко за пределы своей «метрополии». Завоевательные войны хеттских царей и, главным образом, Суппилулиумы (1380—1340) и Мурсили II (1339—1306), намного расширили пределы Хеттского царства. Ощущается постоянное стремление хеттов к закреплению своего господства в Сирии и Палестине, что приводит к непосредственному столкновению с Египтом. Кульминацией хетто-египетского соперничества явилась известная битва при Кадеше (на р. Оронте), где сошлись египтяне во главе с Рамзесом II и хетты, возглавляемые Муваталли (1306—1282). Эта битва (1285 г.), по всей видимости, не дала решающего перевеса ни одной из сторон и хетто-египетские отношения пришли в «тихую гавань», завершившись в 1271 г. заключением известного мирного договора между Рамзесом II и Хаттусили III (1275—1250). Этот договор о дружбе и союзе, несомненно, отражал реально наступившее равновесие сил между двумя могущественными державами того времени.
     Конец Хеттской державы. Однако вскоре после заключения указанного договора Хеттское царство стало ослабевать. Мирный договор, заключенный с Египтом, означал не только равновесие сил, но и неспособность хеттов с прежней энергией и мощью вести внешнюю экспансию. Это немедленно сказалось на положении государства, вблизи границ которого активизируются Ассирия, Арцава, народность аххиява. Усиливаются внутригосударственные распри, начинается разброд в армии. Наконец, в начале XII столетия до н. э. некогда могущественная Хеттская держава была сметена мощным нашествием «народов моря». Столица государства — город Хаттуса — была захвачена, разграблена и сожжена.

5

     Как было найдено государство хеттов. Можно сказать, государство хеттов было найдено случайно. Оно возникло из небытия. Хетты несколько раз упоминаются в Библии под разными именами — и как хетты, и как сыновья хеттовы. Долгое время ученые, скептически относившиеся к библейскому тексту, вообще считали этот народ вымышленным, а большинство ученых, доверявших тексту Библии, искали хеттов в Палестине и искали зря. Их неожиданная находка ошеломила всех. В 1906 г. немецкий востоковед Г. Винклер провел первые археологические раскопки в турецком селении Богазкей примерно в 150 км к востоку от Анкары и затем продолжил их в течение еще шести полевых сезонов. Его изумлению, а потом и изумлению его коллег по всему миру не было границ, когда выяснилось, что Богазкей стоит на месте первоклассного города, явно бывшего столицей мощной державы.
     Открытие Б. Грозного. Однако найденные тексты некоторое время прочесть не удавалось, хотя составлены они были известной аккадской клинописью, а небольшая их часть была непосредственно на аккадском. И вот что значит смелая гипотеза в науке! В 1915 г. чешский лингвист Бедржих Грозный предположил, что язык этот индоевропейский. Индоевропейская лингвистика тогда уже была весьма развита, санскрит, готский и прочие языки хорошо знали, и с таким допущением таблички начали легко читаться. Язык, действительно, был арийским. Этот народ пришел, видимо, в Малую Азию (иначе — Анатолию) в бесписьменном состоянии и позаимствовал аккадскую клинопись, которой и стал записывать свой язык. Кстати, сегодня уже переведено столько текстов, что даже выходят в художественном переводе памятники хеттской литературы, и очень неплохие.
     О чём сообщили письменные источники. Из найденных в Богазкее текстов явствовало, что в этом месте когда-то располагалось Хеттское государство — первое крупное государство, основанное индоевропейцами. А возникло оно на основе небольшого государства Куссара где-то на юге или юго-востоке Центральной Анатолии и вначале не имело выхода к побережью Черного моря. Первые правители Куссары известны по именам: Питхана (вероятно, основатель Куссары) и его сын Анитта, который был уже сильным царем. Анитта правил примерно между 1790-1750 гг. до н.э. Значит, скорее всего Питхана был предводителем, пришедшим в те края с первыми хеттами. В XVIII в. до н.э. Куссара — незначительное государство, но в середине XVII в. до н.э. оно занимает уже большую часть Малой Азии, и начинается, собственно, древнехеттский период или период Древнего Хеттского царства. Деление это условное, но в науке оно существует: Древнее Хеттское царство (1650 — 1500 гг. до н.э.); Среднее Хеттское царство (1500 — 1400 гг. до н.э.); Новое Хеттское царство (1400 — 1200 гг. до н.э.).
     Кто же они - аборигены страны Хатти. Ученым известно название царства — Хатти, название столицы — Хаттусас, но неизвестно, как называл себя народ, пришедший в Малую Азию и основавший это царство, и здесь не помогает даже найденная огромная библиотека. Дело в том, что пришедшие арийцы приняли более раннее имя страны, в которую пришли: она и до них называлась Хатти, и при них называлась Хатти. До них там жил некий малоазийский народ, называвший себя «хатти». Народ этот был, безусловно, не индоевропейский и не семитский. Чтобы как-то отличить завоеванное население от завоевателей, ученые пытались сначала тех, кто там жил до прихода арийцев, звать «  протохетты », а пришедших арийцев — «хетты». Однако при таком наименовании  протохетты  должны были бы быть предками хеттов (например, протославяне — это предки славян), а  протохетты  — никак не предки хеттов, они — те, кого хетты завоевали! Тогда было решено тех, кто жил там до арийцев, условно именовать «хатты», а пришедших арийцев — «хетты», хотя вообще-то это одно и то же слово.
     Взаимоотношения между хаттами и хеттами. До прихода арийцев хатты в государстве Хатти составляли большинство населения. Когда государство пало, на престоле не то чтобы утвердилась пришлая арийская династия (как это произошло в государстве Митанни), а скорее арийцы составили господствующее сословие, оттеснив хаттское население в более низкие социальные слои. Тем не менее, хатты оставались свободными, их не превратили в рабов. Рабами в Хеттской державе были военнопленные — подданные других государств.
     Кто же победил в битве хеттов и египтян. Хеттская держава, управлявшаяся царями, была очень мощной. Достаточно вспомнить два крупных события хеттской истории. В 1595 г. до н.э. в древнехеттский период хетты захватили и разграбили Вавилон. А в новохеттский период хетты бросили вызов самому Египту, причем в правление фараона Рамсеса II — известного воителя, правившего долго, крепко и оставившего след в истории! В битве при Кадеше они хотя и не разгромили египетское войско, но поставили его на грань гибели, и Рамсес II вынужден был начать переговоры и пойти на значительные уступки хеттам. Правда, фараон оставил об этой битве такие надписи, что ученые долго думали, будто это он победил в ней, и лишь со временем выяснилось обратное.
     Источник: mahnach.by.ru
     Сведения о ранней истории страны Хатти. Страна Хатти была важным центром добычи металлов (особенно серебра), славилась продуктами животноводства (особенно шерстью). К тому же она находилась на путях от Чёрного моря к Средиземному и от Эгейского моря к Двуречью. Поэтому очень рано страна Хатти втягивается в торговлю и обмен, которые велись на обширной территории Передней Азии. Древнейшие известные нам факты истории этой страны связаны с её ролью в развитии обмена, хотя не он, конечно, определял хозяйственную жизнь её населения. Вероятно, уже около середины III тысячелетия до н. э. в Малой Азии появляются аккадские купцы, которые, возможно, создавали здесь поселения, нечто вроде торговых колоний. В конце III тысячелетия до н. э. аккадских купцов вытесняют ассирийские; самые ранние известные нам факты обращения местных жителей в рабство связаны с ростовщической деятельностью в стране ассирийских купцов. Такая деятельность не могла быть успешной, если бы она в какой-то мере не поддерживалась местной племенной знатью, которая извлекала немалые выгоды от посреднической торговой деятельности ассирийских купцов; к этому времени племенная знать сама уже превращалась в знать рабовладельческую. В первой половине II тысячелетия до н. э. торговые колонии ассирийских купцов, — в частности, в связи с усилением Митанни, — начинают хиреть. Ассирия в этот период временно слабеет и уже не может по-прежнему поддерживать свои торговые колонии в Малой Азии, да и торговля Двуречья перемещается к югу, к городам на побережье Средиземного моря; кроме того, крепнущая местная племенная знать, возможно, была уже способна в ряде случаев обходиться без посредничества ассирийцев. Не позже начала II тысячелетия до н. э. восточную часть Малой Азии наводняют племена, говорившие, как это было доказано чешским учёным Б. Грозным, на языке индоевропейской семьи и, следовательно, этнически неоднородные с местным населением. Откуда они пришли в Малую Азию — с Балкан или из Северного Причерноморья (через Кавказ), — это пока ещё не выяснено. На основании письменных документов можно установить, что их язык назывался несийским, но завоёванную ими страну они по-прежнему именовали страной Хатти, а окружающие народы продолжали их называть хеттами.
     Источник: ancient.gerodot.ru

6

     Попытки турецких авторов присвоить туркам родство с хаттами и шумерами. Реакционные турецкие писатели, пытавшиеся подвести историческую основу под политику установления турецкого господства в Передней и Средней Азии, выдвинули псевдонаучную «солнечную теорию». Согласно этой лживой «теории», турки являются исконным древнейшим населением Малой Азии, и турецкий язык якобы родственен хеттскому и шумерийскому языкам. Однако турецкий язык, как известно, входит в совершенно иную, тюркскую, семью языков пне имеет никакого отношения ни к шумерийскому, ни к хеттскому языку. При этом древнейшие образцы тюркской письменности относятся лишь к VIII в. н. э., т. е. почти на 1500 лет позднее времени исчезновения хеттской культуры, что лучше всего доказывает всю нелепость и тенденциозность реакционной «солнечной теории».
     Территория Малой Азии. Полуостров Малая Азия представляет собой сухую котловину, окруженную горами: с юга — Таврским, с севера — Понтийским хребтом; на западе долины рек открывают путь теплым ветрам с Эгейского моря, на востоке обе гряды гор, по ту сторону долины верхнего Евфрата, текущего с севера на юг, переходят в изрезанное замкнутыми долинами Армянское нагорье (Восточную Анатолию). Этот полуостров, называемый также Анатолией и образующий азиатскую часть современной Турции, — один из древнейших в мире очагов земледелия и скотоводства. В Х—VIII тысячелетиях до н.э. здесь господствовал относительно влажный климат, предгорья покрывали луга злаковых трав, среди которых были предки ячменя и пшеницы-однозернянки; дожди выпадали еще довольно обильно и регулярно. В горах и на равнинах паслись стада дикого мелкого и крупного рогатого скота. Именно здесь, наряду с Сирией и Палестиной и западными склонами Иранского нагорья, люди раннего неолита (новокаменного века), впервые научились высевать злаки искусственно, вскапывая предварительно землю палками, а позже мотыгами, и пожинать первые хлеба; еще ранее для жатвы диких злаков был изобретен серп, костяной или деревянный, со вставленными кремневыми зубьями. В этих же местах был сначала приручен, а затем и одомашнен первый скот.
     Геополитическая роль Малой Азии. Малая Азия была связующим звеном, своеобразным мостом, соединяющим Ближний Восток с Эгейским миром и Балканским полуостровом. Особо важную роль в этих связях играл город Троя, стоявший на азиатском берегу у Геллеспонта, или Дарданелльского пролива, который ведет из Эгейского моря (части Средиземного) в Черное море. Здесь ясно ощущалось взаимовлияние племен Балканского и Малоазийского полуостровов. Однако не только благоприятным географическим расположением отличалась Малая Азия в древности. Решающую роль в экономическом и культурном развитии Анатолии сыграли ее природные богатства, в особенности металлы (медь, серебро, свинец, золото), которые давно привлекали внимание и соседних с Малой Азией стран древнего Ближнего Востока.
     Хатты - жители страны Хатти. Уже к III тысячелетию до н.э. укрепленные пункты, расположенные на холмах восточной части п-ова Малая Азия, являлись центрами экономической, политической и культурной жизни малоазийских племен. Однако древнейшие эти племена не были хеттами-неситами (индоевропейцами), которые появились на востоке Малой Азии, согласно письменным источникам, лишь позднее, вероятно с конца III тысячелетия до н.э. Ученые называют древнейшие коренные племена « протохеттами» (т.е. жившими в указанных частях Анатолии до образования Хеттского государства) или хаттами, поскольку язык их назван в хеттских клинописных текстах, составленных во второй половине II тысячелетия до н.э., хаттским. Этот термин происходит от названия центральной части страны хаттов — Хатти (это название лишь позднее заимствовали хетты-неситы для обозначения своей страны). Центром их политической и культурно-экономической жизни был город Хаттуса.
     Появление в Хатти аккадцев-торговцев и шумеров. Природные богатства приводили в Анатолию купцов разных стран древнего Ближнего Востока. Согласно одной поздней хеттской легенде, например, аккадские купцы появились в Малой Азии якобы еще в XXIV в. до н.э., т.е. в период правления Саргона Древнего, царя Аккада. Еще раньше вверх по Евфрату в горные области проникали и даже селились там шумеры. К началу II тысячелетия до н.э. через горы Тавра и вдоль таврских предгорий проходила важнейшая для Передней Азии дорога на запад в Сирию и Малую Азию и далее на побережья и острова Средиземного и Эгейского морей. Главные перевалочные пункты странствующих торговцев устраивались по возможности в районах со стабильным социальным режимом, но слабым контролем государства. Усиление местного государственного контроля над торговлей приводило к оперативному перемещеиию торговой базы в более благоприятные места.
     Рынок как самоуправляющаяся организация. Карум (букв. «пристань», также «рынок») при городе Канише являлся автономной самоуправлявшейся организацией торговцев с общим собранием «от мала до велика», игравшим роль, подобную роли народного собрания в городах-государствах. Определение «от мала до велика» подчеркивало равенство участников торговли, хотя состоятельность их была далеко не равной. Собрание было судебным органом, который имел право вынести решение о передаче общей кассы из рук менее надежных в более надежные, мог казнить и миловать. Во главе карума стоял совет из 48 человек, распоряжавшийся делами центральной конторы. Из круга этих лиц, как мы полагаем, поочередно дежурила шестерка — комитет, отвечавший за дела в течение шестидневной недели (хамуштум—«пятая часть месяца»); каждый дежурный, тоже называвшийся хамуштум, следил за текущими делами одного дня. Срок действия совета составлял тысячу дней (лиммум - «тысяча»); этим же термином обозначались годичные эпонимы-казначеи из числа тех же самых членов совета; они же возглавляли совет каждый в течение своего года. Термин лиммум сохранился: и позже, но только как название должности эпонима года; по таким эпонимам велось летосчисление.
     Источник: historic.ru (Протохетты, Яндекс-3).

7

     Истоки цивилизации Хатти. О периоде становления известно весьма немного. Существенное влияние на формирование классового общества сыграла торговля с Междуречьем. В конце третьего тысячелетия Армянское нагорье находилось практически на полном самообеспечении, обладало весьма продвинутой металлургией, продукция которой и могла стать основой для экономического выделения части хаттского населения. Дефицитным ресурсом было олово, применявшееся для изготовления бронзы.
     Этнический состав страны Хатти. Существует гипотеза, что хаттский язык родственен абхазо-адыгским языкам, а сами хатты возможно родственны племенам каска. С середины III тысячелетия в регион Хатти стали проникать носители анатолийских языков индоевропейской языковой семьи. Пришедшие на территорию Хатти хетты (носители хеттского языка) смешались с местным хаттским населением. Процесс похоже был достаточно спокойным: резких изменений в культуре Хатти не зафиксировано. Последующие поколения жителей Хатти разговаривали на хеттском языке, который сами называли неситским, но себя считали хаттами и наследовали культуру именно хаттов. Было ли связано распространение хеттского языка с захватом власти в хаттских городах хеттами или же хеттский язык стал общеупотребительным из-за распространения на обширных территориях достаточно моноязычных хеттских общин в противовес множеству изолированных хаттских и иных диалектов — остается предметом дискуссий. На смежных с Хатти территориях Малой Азии происходил схожий процесс смешения лувийских племен с местными народами (родственными хаттам). Также неясен и путь проникновения хеттов и лувийцев в Малую Азию.
     Религия и культура. Хаттское население поклонялось местным культам. Самыми почитаемыми божествами были бог Грозы и богиня Солнца, имевшие разные имена в разных областях. Сходные культы были распространены также и у населявших юговосток Малой Азии хурритов. О культуре хеттов до их смешения с хаттами и принятия их культуры ничего не известно.
     Источник хаттского языка. Тексты написаны слоговой клинописью почти без идеограмм, что очень затрудняет понимание; к тому же есть основания думать, что они были записаны хеттскими писцами по памяти без четкого понимания их значения, иногда даже с ошибками в словоделении. С фонетической точки зрения клинописные записи хаттского языка в высшей степени неточны, так как хеттский вариант аккадской клинописи, которым записаны тексты, позволяет различать всего 12 согласных, а хаттская фонологическая система, по крайней мере, исторически, была значительно богаче.
     Генетическая принадлежность хаттского языка. Наиболее вероятным представляется родство хаттского с абхазо-адыгскими языками. Структурная близость их, во всяком случае, очень велика. Однако имеются и некоторые указания не только на структурное сходство, но и на материальную близость формантов, насколько можно судить о действительном звучании фонем, скрытых за клинописной графикой. Степень структурной близости между хаттскими и картвельскими языками меньше, чем между хаттским и абхазо-адыгскими; так, хотя и эти языки в области глагола имеют сложную систему префиксации и суффиксации, но принципы ее несколько иные, чем в хаттском. Для окончательного решения вопроса о генетических связях хаттского языка пока накоплено недостаточно данных. Необходимо отметить, что хаттский язык, обнаруживая предположительные черты сходства с абхазо-адыгскими и, может быть, с картвельскими языками, не проявляет никаких общих черт с нахско-дагестанскими языками.
     Связи хаттского языка с другими языками. Возможно, имеет хаттское происхождение часть слов хеттского языка, которые невозможно объяснить из индоевропейских корней — тем более, что во времена Хеттского царства хаттский язык продолжал использоваться в культе некоторых богов. Учитывая то, что малоазийское происхождение этрусков на сегодняшний день представляется наиболее вероятной гипотезой (см. список литературы), А. И. Немировский предположил сопоставить этрусское слово tupi (ка́ра, му́ка) с хаттским tuppi (идентичное значение). Более обширное сопоставление лексики невозможно в связи с крайне скудным количеством хаттских памятников. Морфология этрусского языка в целом не похожа на хаттскую (словообразование и словоизменение в этрусском — исключительно суффиксальное, в хаттском — префиксально-суффиксальное), хотя можно сопоставить отдельные форманты (суффикс принадлежности -el, -il, в этрусском -l, указательное местоимение ana, то же в этрусском, показатели глагольных времён -a, -e).
     Информация: ru.wikipedia.org

8

     Роль торговых колоний на формирование государственности хеттов. Существенную роль катализатора многих социально-экономических процессов III- начала II тыс. до н.э. в регионе играла торговля. Активную позицию в торговых центрах занимали местные купцы – хетты, хурриты, лувийцы. Главными статьями торговли были металлы – олово, медь, серебро. Предметы ввоза – ткани, хитоны и др. Торговля осуществлялась с помощью караванов, состоявших из вьючных животных, главным образом дамасских ослов. На пути из Малой Азии через Северную Сирию и Северную Месопотамию ученым известно около 120 пунктов остановок караванов. Малоазийские торговые колонии ассирийско-аморейских купцов оказали огромное влияние на формирование государственности хеттов.
     О родстве хаттов с абхазо-адыгами на сайте myisrael.lugovsa.net. Видимо, первым известным нам народом, создавшим развитую цивилизацию на территории Анантолии в третьем тысячелетии до н.э. были   протохетты  (в русской литературе также хатты) - народ, говоривший на древнейшим представителе северо-западнокавказской (абхазо-адыгской) семьи языков (составляющей часть более обширной северокавказской группы, включающей также дагестано-нахские языки). В хаттских обрядовых текстах сохранились целые сочетания слов, находящие точное соответствие в кабардинском и адыгейском фольклоре, где отражена древняя адыгская традиция, особенно близкая к хаттской. Хатты создали не только богатую литературную традицию, которая через посредство хеттской была позднее заимствована греками (в частности, знаменитый греческий эпический гекзаметр - размер, которым написаны "Иллиада" и "Одиссея", был по мнению специалистов, изначально хаттским размером), но и установили широчайшие торговые связи по всему побережью Малой Азии и материковой Греции. Не брезговали они и пиратством. Кстати, в гомеровской Трое Шлиманом был раскопан хаттский город, на тысячу лет старше ее, а в нем - богатый клад золотых и серебряный предметов.
     О родстве хаттов с абхазо-адыгами на сайте darkforest.3dn.ru. Хеттский народ сложился в результате непрочного объединения нескольких племенных групп частично различного происхождения. Древнейшим этническим субстратом были племена, говорившие на языке абхазо-адыгейской группы, по всем данным, тесно связанные с Кавказом. Эти древнейшие коренные племена в настоящее время называются «протохеттами» (т. е. жившими в указанных частях Малой Азии до образования Хеттского государства) или хаттами, поскольку их язык в хеттских клинописных текстах назван хаттским. Этот термин происходит от названия центральной части страны хаттов - Хатти (это название лишь позднее заимствовали хетты-неситы для обозначения своей страны). Хатты занимали центральную часть Малой Азии. Центром их политической и культурно-экономической жизни был город Хаттуса (совр. Богазкёй). 
     Упоминание о хаттах ("хеттеях") в Библии. До конца 19 века о народе хеттов не было известно ничего, кроме того, что написано в Библии: в Библии хеттеи (так называется это племя в русском синодальном переводе) — сначала фигурируют как одно из племён, живших в Палестине, с которыми израильтяне встретились, вступив в землю обетованную. Но затем, во времена монархии (то есть Иудейского царства) в Библии часто встречаются упоминания о могущественных «хеттейских царях»: Во 2-й книге Паралипоменон (I, 17) говорится, что Соломон ввозил лошадей из Египта и продавал их «царям хеттейским и царям арамейским»; в 4-й книге Царств читаем о том, что сирийскому стану послышался шум коней и колесниц и сказали они друг другу: «Верно, нанял против нас царь израильский царей хеттейских и египетских… и встали и побежали в сумерки». То есть эти «хеттейские цари» были могущественны, как египетские.
     Хатты в исторических хрониках Египта. Потом свидетельства об этом народе были обнаружены в исторических хрониках Египта: народ ht (египетское письмо — консонантное). Затем (это ещё 19 век) началась дешифровка ассирийских клинописных надписей и обнаружилось, что ассирийцам была известна некая страна hatti (хатти). В 1887 году в Телль-Эль-Амарне (Египет) был открыт архив клинописных глиняных табличек, большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и административную переписку египетских царей — Эхнатона и его отца Аменхотепа III — то есть середины XIV века до н. э. В письмах от палестинских и ассирийских вассалов содержались частые упоминания о царе Хатти и передвижении его войск. Более того, среди писем одно было от самого Сиппилулиумы, царя страны Хатти; он поздравлял Эхнатона с восшествием на престол. Ещё там были 2 письма на неизвестном языке, одно из них предназначалось царю некой страны, называвшейся Арцава. Арцава находилась в вассальной зависимости от Хатти. Норвежский учёный Й. Кнудтсон изучил эти письма и в 1902 году указал, что этот язык имеет видимое сходство с индоевропейскими.

9

История хаттов и страны Хатти на сайте krotov.info/history
     Страна, явившаяся ядром Хеттской державы, находится в восточной части центрального плато Малой Азии. Она в основном расположена по среднему течению реки Галис (ныне Кызыл-Ирмак, в Турции). Впоследствии, примерно с VI—V вв. до н. э., эта страна стала называться Каппадокией. Эта страна представляет собой плато, окружённое горами, отделяющими его от Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого, несмотря на близость морей, климат здесь континентальный, атмосферных осадков выпадает немного. Для земледелия здесь по большей части необходимо искусственное орошение; но реки здесь несут мало воды и, в связи с узостью речных долин, для искусственного орошения использовать их трудно. Окрестные горы богаты камнем, лесом, а также рудами; местное население рано освоило плавку металлов.
     Древнейшее известное нам население этой страны называло себя хатти. Изучение его языка привело исследователей к заключению, что это был не индоевропейский язык; наиболее часто высказывается предположение, что этот язык был родственен языкам современного Кавказа и Закавказья.
     Страна Хатти была важным центром добычи металлов (особенно серебра), славилась продуктами животноводства (особенно шерстью). К тому же она находилась на путях от Чёрного моря к Средиземному и от Эгейского моря к Двуречью. Поэтому очень рано страна Хатти втягивается в торговлю и обмен, которые велись на обширной территории Передней Азии.
     Не позже начала II тысячелетия до н. э. восточную часть Малой Азии наводняют племена, говорившие, как это было доказано чешским учёным Б. Грозным, на языке индоевропейской семьи и, следовательно, этнически неоднородные с местным населением. Откуда они пришли в Малую Азию — с Балкан или из Северного Причерноморья (через Кавказ),— это пока ещё не выяснено. На основании письменных документов можно установить, что их язык назывался несийским, но завоёванную ими страну они попрежнему именовали страной Хатти. В научной литературе население, говорящее на несийском языке, принято называть хеттами; древнейшее же население страны Хатти (т. е. в сущности настоящих хеттов) называют обычно протохеттами . Несийский язык при скрещении с протохеттским выходил победителем повсюду, где носители этого языка оседали. Но и сам несийский язык в очень значительной степени обогатил свой словарный запас за счёт протохеттского языка. Вместе с хеттами — носителями несийского языка—в Малую Азию продвинулись и другие племена, говорившие на языках индоевропейской семьи, но несколько отличных от несийского языка. Среди этих племён наиболее значительными были лувийские племена, осевшие в области к югу и юго-западу от основной территории расселения хеттов.
     На рубеже XVIII и XVII вв. до н. э. в стране хеттов имелось несколько сильнейших племён, боровшихся между собой за гегемонию. Центрами общественной жизни и управления у этих племён были хорошо укреплённые населённые пункты, которые уже можно назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лёг в основу хеттского языка. Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы рядовых общинников, поэтому некоторые учёные и считают их царями. В борьбе хеттских царьков за гегемонию успех сопутствовал Анитте — правителю Куссара. Он разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племён, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
     Ещё более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна (Тлабарна), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю страны именно с его правления. Табарна (Тлабарна), опираясь на силы племенного союза, подчинил различные территории восточной части Малой Азии. Его сын Хаттусили продолжал завоевания и направил свои походы в Сирию, против города Халпа (Алеппо), но после его смерти, согласно позднейшему источнику, восходящему ко времени царя Телепину, «рабы царевичей восстали, они начали их дома разрушать(?), своих господ предавать (?) и проливать их кровь». Надо полагать, что речь здесь идёт о восстании порабощённого населения покорённых областей, воспользовавшегося раздорами в среде знати хеттского племенного союза.
     Опасность, вызванная восстанием в завоёванных областях, привела к дальнейшему усилению складывающейся царской власти. На царский престол вступил один из сыновей Хаттусили, по имени Мурсили. Источник отмечает, что вокруг него были собраны его сыновья, братья, свойственники, родственники и его воины. Восстание покорённых областей, по-видимому, побудило хеттскую знать к большей сплочённости. При Мурсили столица была переведена в Хаттусу, древний центр протохеттских племён, разрушенный в своё время Аниттой. Переводом столицы в Хаттусу Мурсили, очевидно, хотел подчеркнуть, что теперь завершилось объединение племён, носителей несийского языка, и протохеттских племён — коренного населения страны.
     В полном соответствии с интересами знати, жаждавшей грабежа и наживы, опираясь на силы ещё более сплочённого объединения, Мурсили решил предпринять далёкие походы в области, лежавшие за пределами Малой Азии,— в Северную Сирию и вниз по Евфрату — в Вавилонию. После своей победы в Северной Сирии хетты предприняли поход против Вавилонского государства, которое в это время уже не могло оказать серьёзного сопротивления, будучи ослабленным внутренними смутами и непрерывными внешними войнами. Хеттский царь заручился союзом с хурритским государством Митанни, завладевшим — повидимому, ещё в конце XVIII в. до н. э. — Северной Месопотамией. Опираясь на помощь своего союзника, Мурсили беспрепятственно достиг Вавилона и, разграбив знаменитый город, вернулся с богатой добычей в Хаттусу. Впоследствии, вероятно, в связи с вопросом о престолонаследии, Мурсили стал жертвой дворцового заговора, и после этого в течение ряда лет хеттское общество потрясают смуты и восстания.
     Придворные перевороты, заливавшие кровью царский дворец, послужили царю Телепину основанием для тех реформ, которые были увековечены в указе царя. Согласно новому закону Телепину право на престол сохранялось за прямым потомством царя, т. е. не за родом царя, а за его семьёй. Царский указ устанавливал, что преемником царя должен быть старший сын царя от первой, т. е. полноправной, жены. В случае отсутствия такового, царём становился царевич «второй по порядку», или «второй ступени», т. е., возможно, сын от наложницы. Если же не имелось налицо мужского потомства, то власть передавалась мужу «первой» царевны, т. е. дочери от первой жены царя.

10

История хаттов и страны Хатти на сайте krotov.info/history (продолжение)
     Хеттский царь Суппилулиума, правивший ряд десятилетий, начиная с конца XV в. до н. э., используя дворцовые перевороты и смуты в Митаннийском государстве, смог вести столь удачные войны, что захватил большую часть территории Митанни. Он превратил эту недавно ещё мощную державу в подвластное ему государство, царём которого был его же, Суппилулиумы, ставленник. После решительной победы Суппилулиумы над Митаннийской державой для хеттского наступления на юг серьёзного противника уже не было.
     В это время Хеттское государство и вступило в борьбу с Египтом за обладание Сирией. Союзниками Суппилулиумы явились степные племена хапиру, которые в это время повели наступление на плодородные земли Сирии и Палестины. Войскам Суппилулиумы противостояли лишь отдельные небольшие государства Сирии и Палестины, почти не поддерживаемые ни одним из крупных государств. Хеттские войска совместно с хапиру завоёвывали город за городом в Сирия и Финикии. Тщетно местные царьки и даже правитель Кипра предостерегали фараона от хеттской опасности. Эхнатон, целиком занятый проведением своих реформ и преодолением сопротивления, оказываемого ему внутри Египта, или не присылал войска, или присылал помощь явно недостаточную. Поэтому хетты и их союзники продвигались всё дальше на юг, урезывая египетские владения в Азии.
     После смерти Эхнатона наступил даже момент, когда казалось, что Хеттская держава подчинит себе и Египет. Царица Египта (вдова Тутанхамона), опасаясь смут, обратилась к Суппилулиуме с просьбой о присылке сына его, чтобы последний стал её мужем и тем самым царём Египта. Хеттский царь после повторной просьбы царицы Египта послал своего сына в Египет, но он погиб, как уже говорилось, в результате организованного египетской знатью заговора. Это привело к новой кровопролитной войне между обоими государствами, причём с явным перевесом в пользу хеттов. Но египетские пленные, захваченные в этой войне, занесли в страну хеттов эпидемическую болезнь, свирепствовавшую в то время в долине Нила. В результате убыли населения Суппилулиума уже не был в состоянии в последние годы своего правления вести войну столь энергично, как раньше.
     Война возобновилась с прежней силой при его сыне Мурсили II (около 1360— 1330). Своими непрерывными походами, направленными против восставших областей и против врагов, угрожавших границам Хеттского государства, Мурсили II пытался сохранить единство обширной державы, созданной при его отце. В это время Египет уже стал оправляться от внутренних потрясений. На путь завоеваний начала становиться Ассирия, превратившаяся теперь в опасного противника. На северо-востоке усилился напор каскейских (возможно, абхазо-черкесских) племён. Война с Египтом шла некоторое время с переменным успехом. Самым известным событием этой войны была знаменитая битва при Кадете (1312 г. до н. э.) между войсками хеттского царя Муватталлу и фараона Рамсеса II, в которой хеттский царь, являвшийся искусным полководцем, не был, однако, в состоянии довести свой первоначальный успех до победы. По-видимому, не доверяя своей пехоте, противостоявшей колесничим, происходившим преимущественно из знати, Муватталлу не решился кинуть её в бой. Этим он выпустил из своих рук победу. После битвы при Кадеше, для которой хетты собрали все силы, какими они располагали, начинается постепенное ослабление Хеттской державы.
     Хеттский царь Хаттусили III был вынужден (по принятой советскими учёными хронологии—в 1295 г. до н. э.) заключить с Рамсесом II мир. Мир между обеими державами был закреплён бракосочетанием Рамсеса II с дочерью хеттского царя. Хеттское государство продолжало быстро слабеть. Как кажется, оно вело непосильную борьбу с восстаниями народных масс и рабов, восстаниями, порождёнными хозяйничанием рабовладельческой знати. Слабеющее государство подвергалось постоянным нападениям своих соседей на юго-востоке, на севере и западе. Оно было вынуждено теперь искать постоянной помощи у Египта и в виде вооружённой силы и в виде поставок зерна.
     В конце XIII в. до н. э. различные малоазийские племена, в число которых входили и племена аххиява, образовали мощный союз, к которому примкнули многие жители области Эгейского моря. Этот союз оказался столь хорошо организованным, что поход его (или ряд походов) против хеттов, по данным египетских источников, увенчался полным успехом и сокрушил Хеттскую державу. Возможно, что поход греков-ахейцев под Трою, описанный в греческом эпосе, — не более как один из эпизодов борьбы аххиява с хеттами и их союзниками. Предполагают, что около этого же времени началось продвижение с Балкан вглубь Малой Азии новой группы индоевропейских племён — фригийцев.
     Что касается племён, вторгшихся с побережий Западной Малой Азии (египтяне называли их «народами моря»), то они не ограничились Малой Азией, а опустошили часть Северной Сирии и Финикии. Только Египту, и то с большим трудом, удалось остановить их дальнейшее продвижение на юг. Египетские источники дважды упоминают о «народах моря» — первый раз при фараоне Меренптахе в конце XIII в. до н. э., когда они выступали в союзе с ливийцами. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. Предполагают, что шерданы происходили из района города Сард в западной части Малой Азии и впоследствии заселили остров Сардиния; что шакалаша происходили из района города Сагаласса на юге Малой Азии; что турша были тирсенами — племенем, жившим, как думают, на западе Малой Азии, предками этрусков, населявших позже часть Италии; и что акайваша—это ахейцы или, скорее, жители царства Аххиява. Однако эти отождествления не являются вполне доказанными, и мы пока не можем с точностью определить происхождение «народов моря».

11

     Хаттская мифология - источник мифологии хеттов. Древнейшим слоем хеттской мифологии является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологические воззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н.э. близкородствен северо-западным кавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие с северо-восточнокавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском и соответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н.э. язык хатти сохранялся лишь в качестве священного.
     Мифология хаттов. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полное представление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан (Estan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, "источник", родственно хурритскому arinn-i, "источник"), её дочь - солнечное божество Мецулла, богиня Каттах-цифури ("царица богиня", хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmasuit, хатт. Ha-n-wa-s-wi-t, от Ha-ni-wa-s, "то, на чём сидят - престол", упоминается в древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапантали, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хаттусаса воинственная богиня Инара, божества подземного мира Лельвани и пара Иштуштайя (Istustaya, Esdustaya, возможно, родственно имени Эстан) и Папайя, богиня зерна Каит (Kait, "зерно", родственно хуррит. kate, "зерно", и древнейшим евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури, божество луны Кашку (Kasku, родственно хуррит. Kusuh), "луна"), бог-щит Цитхарийя, Тару (Сару) - бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему, Куду (Kudu, "душа") и др. Важнейшие мифы (известны по хаттским и хеттским текстам) - о строительстве храма Эстана в священном городе Лахцан, об исчезновении и возвращении Телепину, о лунном затмении, описываемом как падение с неба Кашку, которого возвращает Каттахцифури-Камрусепа. К неолитической культуре Чатал-Хююка возводятся хаттские обряды поклонения пчеле (пчела активно участвует в поисках Телепину), леопарду (который, как и лев, являлся, в частности, зооморфным символом хеттского царя), похоронные обряды, связанные с мышью. Особую социальную значимость имел цикл мифов и обрядов, связанных с Хальмасуитом и Цилипури.

12

Образ кузнеца в мифологии хаттов и других народов
     Кузнец  в мифологии персонаж, наделенный сверхъестественной созидательной силой, связанной с огнем, и обладающий функциями демиурга - верховного божества или бога - помощника одного из главных богов, культурного героя и (или) предка. Кузнец может создавать не только любые орудия из разных металлов (ср. Тувалкаина, ковача всех орудий из меди и железа), но и волшебное оружие героев: палицы (палицы, созданные божественным мастером Кусар-и-Хусасом для громовержца Балу, в западносемитской мифологии), щит (Гефест выковывает щит Ахилла), стрелы (как Пиркуши в грузинских мифах), меч (в германо-скандинавской и финно-угорской мифологиях). Кузнец и героев закаляет в металле, сообщая им неуязвимость (ср. Курдалагон в осетинском нартском эпосе), чинит им черепа, ставя на них медные заплаты (боги-Кузнецы в мифах ряда кавказских народов). Кузнец и сам неуязвим, отчасти благодаря способности становиться невидимым, что характерно для наиболее важных персонажей в мифологии (как Сумаоро у мандингов в Африке, см. Сундьята). Свойством невидимости Кузнеца наделяет изготовленные им предметы (сеть, которой Гефест опутывает Афродиту, изменившую ему с Аресом).
     Кузнец не ограничен в своей деятельности рамками обычного кузнечного ремесла и часто выступает как "божественный мастер" вообще. Характерной функцией Кузнеца является строительство им дома себе (например, Гефест) и другим богам (в мифе первых изобретателей железа, хатти, или "  протохеттов ", Хасамиль строит дом богу-солнцу Эстану с помощью железного молота и железных гвоздей; Кусар-и-Хусас строит дом для Балу). Но деятельность Кузнеца как культурного героя шире его ремесленных функций.
     Связанный с огнем, Кузнец чаще всего воплощает небесный огонь (солнечный или грозовой - молнию) и обитает на небе (небесные Кузнецы в кавказском нартском эпосе, у догонов; в доколумбовой Южной Америке, в частности в государстве инков, золотых дел мастера находились на "службе солнца"). Как воплощение стихии огня Кузнец противостоит воде, с которой он вступает в единоборство. Кузнец может быть либо сам воплощением небесного грозового огня - богом-громовержцем (в мифах африканского народа эве имя бога-громовержца Согблаа складывается из "со" - "молния" и "гблаа" - "руководитель касты кузнецов"), либо его помощником (бог Кузнец в балтийской мифологии). Однако в этой роли Кузнец часто сохраняет самостоятельность по отношению к громовержцу (они непобедимы до тех пор, пока остаются вместе), иногда оказываясь его "псевдопомощником".
     Особое положение Кузнеца среди других мифологических персонажей сказывается и в его внешнем облике, иногда сближающем его с хтоническими существами: так, он хром (Вёлунд у древних германцев, Гефест), непомерно мал ростом (карлики-Кузнецы, связываемые с подземным миром в германских сказаниях). С уродством может быть сопряжено и возникновение кузнечных орудий: у догонов кузнец должен хранить деревянную статуэтку однорукой женщины, из чьей отрубленной руки был сделан кузнечный молот.
     В различных обществах вокруг фигуры кузнеца часто складывался особый ритуал, связанный с многочисленными поверьями и мифами, привязанными к месту (кузнице) и различным этапам работы кузнеца (по поверьям славян, Кузнец схватил щипцами за язык змея, проникшего в кузницу; у абхазов кузница убивает пса, ср. собаку Куланна и т.п.). Наиболее развиты были обряды и мифы этого типа у тех многочисленных народов, где существовала особая почитаемая (или, реже, неприкасаемая) каста кузнецов (в древней Ирландии, в Индии и Шри-Ланке, у хауса, догонов, эве и многих других африканских народов). Эта изолированность кузнеца, сходная с положением шамана, связана с отношением к нему как к человеку, обладающему сокровенными способностями, носителю высшего знания и сверхъестественной силы и страхом перед реализацией этих способностей.
     При отсутствии развитой металлургии функции, совпадающие с ролью Кузнеца, в обряде выполняет вождь. Предания о Кузнеце нашли отражение и развитие в литературе и искусстве. В частности, в раннем творчестве Н. В. Гоголя архетипический образ Кузнеца, побеждающего черта, дан в "Ночи перед рождеством". Сходную мифопоэтическую традицию продолжали Вагнер, опиравшийся на древнегерманские мифы о Кузнецах (А. Блок использовал те же мифологические мотивы во вступлении к поэме "Возмездие"), и Э. Верхарн в поэме "Кузнец".

13

А–хатәы́ бызшәа - с абхазского переводится как "родной язык".
Хотелось бы узнать, не является ли это словосочетание тем ключом, который указывает на наше Хаттское происхождение?
Корень у этого слова "Хат" и "А–хатәы́ бызшәа" можно перевести как "Хаттский язык".

Отредактировано Apsua (10 апреля, 2010г. 17:02)

14

Кроме того, сегодня устойчивая фраза-вопрос у адыгов: «Уэ уы хэт?» («ты кто?») предположительно может идти от фразы
«Уэ уы хьэт?» («ты  хатт?»).

Отредактировано Apsua (10 апреля, 2010г. 17:30)

15

Уа́шхәа сущ., – абхазо-адыгско-хаттское божество неба.

16

     Слушай, а ведь это здорово! "Ахатәы бызшәа" - вполне возможно считать как "язык хатта" или "язык хаттов". И как я не додумался до этого? Супер! Я сейчас так обрадовался, что не могу передать словами. Об адыгской фразе я знал. Есть ещё устойчивые выражения среди абазин. Но об этом я напишу чуть попозже.

17

Давид Дасаниа написал(а):

Здесь, в данной теме, разговор пойдёт о хаттах. Кто они такие, чем знамениты в истории, кто из современных народов мира может претендовать на славное имя потомков и наследников их культуры, об этом и многом другом вы узнаете здесь.
     Огромную роль в становлении культуры адыгов и абхазов сыграла цивилизация хаттов и касков, которые являются, по признанию многих авторитетных ученых как отечественных, так и зарубежных, одними из предков  абхазо-адыгов. О близком  родстве   хаттов , касков и  абхазо-адыгов  свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сходство их языка, уклада жизни, традиций и обычаев, религиозных верований, топонимика и многое другое.
     В свою очередь хатты  имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии и сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа, особенно абхазо-адыгов. В частности, о непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная Майкопская археологическая культура, относящаяся к III тысячелетию до н.э.
     Следующим свидетельством связей  абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы-дольмены. Следующим доказательством того, что  хатты  являются одними из предков  абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов, В.Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (г. Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары. Ученые полагают, что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттский и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал примерно 7 тыс. лет назад.
     Помимо языкового родства отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских древних религиозных верований. Специалисты указывают, что древнее имя народа «хати» до сих пор сохранилось в названии одного из адыгских племен – хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие, как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хьэтыкъуэ (Хатуко) и др. С именем  хаттов  следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьэтыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла» – одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.
     Одним из неопровержимых доказательств того, что  хатты  и абхазо-адыги родственные народы, являются примеры топонимики. Так, в области Трапезунда (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками  абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр. К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» («вода», «река»): Арипса, Супса, Акампсис и т. д., а также названия с элементом «къуэ» («овраг», «балка») и т.д. Другой авторитетный востоковед Г.А. Меликишвили отмечал, что в Абхазии и южнее, на территории Западной Грузии, встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит абхазо-адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс. Ламыпс, Дагарыпш и др. Он полагает, что эти названия были даны теми абхазо-адыгскими племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек.
      Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы военных действий, обучения воинов были применены впервые ими. Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считает, что первыми мореходами планеты были хатты.
     Подробнее: http://virt-circassia.ucoz.com/publ/1-1-0-39

Меня постоянно интересовала происхождения моей фамилии Хаткутова. Это кабардинская фамилия как мы полагаем. Означает разрушитель хатов. То есть Хьаткъутэ состоит из двух частей Хат и къутэ - разрушить. Вы не смогли бы найти объяснения этой гипотезе? Значит ли это что моя фамилия настолько древняя, как и хатты?

Отредактировано Хьаткъут (12 апреля, 2015г. 01:08)