Об этнониме санигов. Племенное название санигов обычно рассматривают как вариант наименования «гениохи». В пользу того, что население северо-западной Колхиды так называлось и в описываемую Страбоном эпоху, можно привести сообщение Мемнона (I век н. э.) о том, что ставленник Митридата VI Евпатора Клеоарх бежал из Синопы в 70-х гг. I века до н. э. к «санегам». В непосредственной близости от Себастополиса между апсилами и гениохами помещает «саников» Плиний, писавший свой труд спустя полвека после Страбона. Флавий Арриан в 137 году н. э. отмечал, что «рядом с абасками – саниги, в земле которых лежит Себастополь». В это время санигами правил царь Спадаг, утвержденный императором Адрианом. Позднее санигов упоминют Геродиан, Стефан Византийский, Псевдо-Арриан. Согласно Прокопию Кесарийскому (VI век), сагины (саниги) жили за зихами, то есть уже только западнее совр. Сочи. Вместе с тем еще и в VI веке н. э. была жива память о тех временах, когда саниги занимали более обширную область: «приморской же частью их страны, - писал Прокопий, - издревле владели римляне. Для их устрашения они выстроили два приморских укрепления, Севастополь и Питиунт». Итак, уже в I-II веках н. э. племенной союз санигов, сложившийся в позднеэллинистическую эпоху в окрестностях Диоскуриады в результате объединения ряда племен, входивших в гениохийскую культурную общность, распался. Первыми выделились апсилы, позднее – абасги, затем произошел «обмен» территорией с зихами, занявшими нынешнюю территорию северо-западной Абхазии до современных Бзыби или Гагры. Следовательно, если говорить о политической истории и культуре санигов в широком смысле, то их характеристика должна включать и соответствующие стороны жизни в первую очередь апсилов и абасгов. В это отношении чрезвычайно важен факт преемственности между населением горной Абхазии последних веков до н. э. и первых веков н. э., археологически обоснованный в Цебельдинской долине.