Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Адыги (Черкесы)


Адыги (Черкесы)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

     Об этногенезе адыгов. Вопросы этногенеза, этнокультурных связей абхазо-адыгов стали предметом осмысления многих авторов XIX–XX веков. Проблема этногенеза адыгов в российской историографии фигурирует с конца XVIII века. Академик Петр Симон Паллас, приглашенный императрицей Екатериной II для научной работы в Россию, в 1793 году совершил путешествие на Северный Кавказ. Описание своей поездки и собранного этнографического и прочего материала Паллас дал в своем сочинении на немецком языке «Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг.», изданном в Петербурге в 1799–1801 гг. Характерно, что к «абаза» Паллас причисляет натухайцев и шапсугов. Кабардинцев он, ссылаясь на их предания выводит от арабов. Далее он указывает на миграции кабардинцев по регионам южной России в древности и заключает, что время их оседания в районе Центрального Кавказа неизвестно. Общим родоначальником черкесских князей Паллас считает Инала. Он приводит генеалогическую таблицу кабардинских Иналидов. В целом, как отмечает Паллас, «их род и происхождение неизвестно».
     Клапрот об этногенезе черкесов. Довольно примитивную схему Палласа продолжил еще один российский академик немецкого происхождения Генрих Юлиус Клапрот, который составил обширный двухтомный труд «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.», изданный в Берлине в 1812 г. Проблема черкесского этногенеза Клапротом сводится к рассмотрению генеалогии кабардинских князей, которых он возводит к легендарному Арап-хану. После Арап-хана, по Клапроту, следует Хурпатайя, а после него Инал. Как и Паллас, Клапрот считает, что первоначальным местом расселения аравийских или египетских беглецов стали окрестности Анапы. Приводя кабардинскую легенду, Клапрот сомневается в ее реальности на основании того, что черкесский султан Инал (1453 г.) значительно старше, чем третий представитель в роду основателей кабардинской династии Иналидов.
     Семён Броневский о происхождении черкесов. Проблему происхождения черкесов рассматривал и Семен Броневский. Он утверждал местное автохтонное происхождение черкесов, но при этом искусственно архаизировал этот этноним, употребляя его в одном ряду с древними племенными названиями — синдов, киммерийцев, скифов. «…Около 19 года н. э., — писал С. Броневский, — черкесские племена овладевают всей территорией последующей Черкесии, вытеснив синдов, лазов, сираков, керкетов, гениохов, санигов и прочих». Почему именно 19-ый год н. э. автором не объясняется.
     Версия антского происхождения адыгов. Шора Ногмов, составивший историю черкесов по преданиям кабардинцев, уделил значительное внимание теме происхождения. В основе воззрений Ногмова лежит версия антского происхождения адыгов. Ногмов считал возможным в категоричной форме утверждать, что события анто-готской войны конца IV века, о которых сообщается у Иордана и Прокопия Кесарийского, происходили не на Дунае, а в районе Центрального Предкавказья. Он объяснял это тем, что в византийской традиции память об этих событиях была утеряна и затем ее произвольно стали связывать со славянами. В качестве доказательства своих построений Шора Ногмов привел текст адыгского предания о войне с готами, сюжет которого обнаруживает значительные черты сходства с рассказом Иордана.
     Филипсон о черкесах и абхазах (о племенах "абаза"). Помимо названных авторов в российской историографии XIX столетия проблема черкесского этногенеза затрагивалась в работах И. Ф. Бларамберга, Н. Дубровина, Л. Я. Люлье, А. Филипсона, Ф. А. Щербины, В. А. Потто. Как правило, эти авторы лишь пересказывают популярные предания и не стремятся к собственным заключениям. На этом фоне выделяется А. Филипсон, командующий правым флангом кавказской линии — русский генерал шотландского происхождения. Он развивает оригинальную, совершенно отличную от всех предшествующих, версию тюркского происхождения черкесов. Филипсон затронул множество интереснейших проблем, но при этом недостаточно критично подошел к содержанию русских летописей. В основе его умозаключений лежит установленный им же самим факт: «Черкесы являются в нашей истории в первый раз в 965 году». Стоит здесь заметить, что ни один современный этой дате источник не упоминает этнонима «черкес» или «черкас». Тем паче это невозможно для русской традиции, наиболее ранние образцы которой относятся к XII столетию. Этноним «черкес» в форме «сергесут» впервые фиксируется около 1240 г. в монгольской хронике «Сокровенное сказание» и это обстоятельство подмывает основы тюркской версии Филипсона. Группу причерноморских племен Черкесии — натухайцев, шапсугов, абадзехов и убыхов — Филипсон относит к числу автохтонов страны и на почве единого с абхазами наименования «Абаза» считает их племенами абхазского происхождения. (servis-ug.ru)

2

     Адыги (черкесы) по данным Википедии. Адыги (Черкесы), самоназвание адыгэ - народ, разделенный в России на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи 2002). Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США, в других странах Передней Азии. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. Говорят на черкесском языке, входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский). В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на одном языке (Адыгэбзэ), был искусственно разделен на четыре народа – «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось только за черкесами Карачаево-Черкесии. Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В трех из них (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) черкесы являются «титульными» народами.
     Происхождение адыгов. Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тыс. до н. э. На основе языковых данных часто выдвигается гипотеза о родстве адыгского языка с хаттами или протохеттами, жившими в Анатолии. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги. В (древне-) русских источниках были известны под именем касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а их самих соответственно кæсгон, ). В XIII в. распространяется монгольское название черкесы. В XIV—XV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким образом, в разное время адыги населяли бо́льшую часть территории Западного Кавказа — Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Адыгея).

3

"Происхождение адыгов. Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.)"
-Зихи не могут быть предками адыгов...зихи - цIыхва абазинское племя.
Вот насчет меотов или псиотов вы правы...псиоты - псы(кб) - вода ,йыт(кб) - проживающие,племя на берегу реки...Кубани.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Адыги (Черкесы)