Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Диоскуриада


Диоскуриада

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

     Диоскуриада, Диоскурия — древнегреческая колония на Черноморском побережье Кавказа. Расположена в центре нынешнего города Сухум, столицы Абхазии, большей частью на дне Сухумской бухты, между устьями рек Адзапш и Басла. Названа в честь Диоскуров — Кастора и Полидевка (Поллукса), близнецов, детей Леды, участников похода аргонавтов и Калидонской охоты. После разрушения колонии на её месте существовал римский город и крепость Севастополис.
     Что мы знаем о Диоскуриаде. О Диоскуриаде мы знаем довольно мало, потому что раскопки этого города производились лишь эпизодически и в весьма скромных размерах. Систематические археологические раскопки города затруднены, ибо в настоящее время часть древней территории Диоскуриады, по-видимому, поглощена морем, а другая занята современным постройками. Диоскуриада, как и ее потомок - современный г. Сухум, располагалась на берегах довольно обширной Сухумской бухты.  С запада ее прикрывает Сухумский мыс, сложенный наносами реки Гумисты. В бухту впадает несколько небольших речек - более полноводных в древности и обмелевших в настоящее время. Беслетка (абх. Басла, Баслата), Келасури (предположительно от греч. "Клисура" - "ущелье"), Сухумка. С юга ее замыкает кодорский мыс, образованный наносами р. Кодор - крупнейшей реки Абхазии (по упоминаниям древних, римские и византийские суда могли подниматься по ней почти до крепости Цибилиум, совр. Цебельда, расположенной высоко в горах). На запад вдоль берега Диоскуриада простирается  примерно на 10 км до местности, называемой Нижняя Эшера (по одноименному поселку).
     Диоскуриада - территория гениохов. Древнегреческие источники рассказывают о том, что Диоскуриада находилась в земле гениохов. Аристотель упоминает, что расположенный гораздо южней (в районе нынешнего Поти) древнегреческий полис Фасис располагался в том же этническом окружении. Время расцвета Диоскуриады приходится на вторую половину IV-III вв. до н.э. Судя по имеющимся данным, город расширялся в то время как вглубь материка, так и вдоль берега. Сельскохозяйственная территория полиса, т.е. собственно границы государства Диоскуриада, охватывали пространство от современного пос. Новый Афон до пос. Гулрыпш, т.е. примерно 30 км вдоль берега, и 3-5 км вглубь территории.

2

     Жизнь Диоскуриады. Суммируя результаты археологических исследований можно сказать, что Диоскуриада в пору своего расцвета, т.е. на протяжении примерно 200-250 лет представляла собой традиционный полис, город-государство, как мы его видим в собственно Греции и в других местах (Афины, Спарта, Фивы, Херсонес, Пантикапей, Трапезунт и пр.). Греки здесь производили многочисленные ремесленные изделия, занимались выращиванием скота, сеяли зерно, делали вино, торговали как с другими древнегреческими городами (в частности, с Афинами, Пергамом, Хиосом, Косом, Фасисом, Синопой и мн. др.), так и с местными племенами. Для нужд торговли в Диоскуриаде чеканилась собственная монета.
     Диоскуриада и Понтийское царство. Если до II в. до н.э. Диоскуриада упоминалась в источниках разве только как крайняя восточная точка распространения греческого мира, то с этого времени Диоскуриада начала играть некоторую, пусть незначительную, но все же роль в политической жизни древнего мира. II в. до н.э. - это начало экспансии Рима, захвата новых территорий и, прежде всего, территорий эллинистических государств на востоке. Здесь, на Черном море и в Малой Азии ему пытается противостоять Понтийское царство. Понтийский царь Митридат VI Евпатор, претендующий на гегемонию в этом районе, собирает силы, чтобы отразить вторжение Рима. По-видимому, с этой целью он становится покровителем древнегреческих государств на побережью Черного моря. Согласно источникам, Митридату пришлось "войной подчинить Колхиду". По-видимому, древнегреческие государства, в том числе и Диоскуриада, здесь также поддержали Митридата. Существуют и данные, по которым Диоскуриада (возможно, в благодарность за помощь Митридату) получила автономию и право чеканки монет с митридатовыми символами. По сообщению Страбона, в начальный период господства Понта в Колхиде (до 80-х годов I в. до н.э.) здесь правил наместник Митридата. Судя по возросшей роли Диоскуриады в это время, возможно, наместник располагался именно в Диоскуриаде. Но военные расходы Митридата возрастали в связи с подготовкой к войне с Римом. Наблюдающийся некоторый упадок городов Колхиды в это время свидетельствует о жесткой налоговой политике Митридата. Следствием этого, по-видимому, стало антимитридатовское восстание в Колхиде, происшедшее примерно в конце первой войны с Римом (около 85 г. до н.э.). Силой и дипломатией Митридату удалось усмирить Колхиду, и она являлась впоследствии главной его опорой, особенно при ведении морских войн.
     Поражение Митридата. Война с Римом окончилась поражением Митридата. В 71 г. до н.э. пала столица Понта Амис, а в 70 г. - Синопа. Клеохар - наместник Митридата в Синопе - успел вывезти сокровища Митридата в Колхиду, возможно даже именно в Диоскуриаду, поскольку позже сам Митридат, отступая со своим трехтысячным отрядом, остановился именно в Диоскуриаде, где провел зиму 66-65 гг. до н.э. В результате поражения Митридата все древнегреческие государства Черного моря подпали под власть Рима. В период правления римского наместника Аристарха Колхидского (63-48 гг. до н.э.) Диоскуриада сохраняла свое значение крупного торгового центра.

3

     Что мы знаем о Диоскуриаде. Основанные греками Диоскуриада, Фасис и Гюэнос были ориентированы на посредническую торговлю металлом, лесом, льном и другими "природными богатствами" Восточного Причерноморья. Влияние переселенцев было минимальным. Они не смогли "нарушить внутренний путь развития" местного общества или трансформировать его. Накопленные на сегодняшний день археологические материалы не свидетельствуют о значительном освоении побережья Сухумской бухты в период, предшествующий древнегреческой колонизации и формированию здесь крупного поселения городского типа. На территории современной Абхазии насчитывается около 20 поселений этого исторического отрезка.  Археологических свидетельств о существовании сильного местного политического объединения нет. Да и трудно требовать от археологии прямых данных о социально-политической структуре Колхиды этого времени. Комплекс имеющейся информации позволяет осторожно предполагать, что аборигены переживали период перехода от родового строя к раннему государству, который определялся внутренним развитием местного общества и влиянием античной цивилизации.

4

Эшерское городище
     К одной из малоисследованных проблем древней истории Восточного Причерноморья относится вопрос о характере возникновения и развития здесь городской жизни. Одни исследователи рассматривают ее как продукт греческой колонизации, другие считают ее результатом внутреннего социально-экономического развития местных племен. Трудности в решении этой проблемы заключаются в первую очередь в неисследованности важнейших греческих центров Колхиды - Фасиса и Диоскуриады - и в ограниченности соответствующих археологических данных.
     К числу таких поселений относится городище, находящееся в пос. Нижняя Эшера в 7 км к западу от г. Сухуми, на юго-восточном отроге Верещагинского холма. Памятник зафиксирован М. М. Иващенко. Более полные сведения об Эшерском городище приведены Б. А. Куфтиным. В 1935 г. территория городища обследовалась археологической экспедицией под руководством А. А. Иессена.
     Начало экономического подъема на Эшерском городище может быть определено временем не раньше первой половины, а возможно, и середины V в. до н. э. Находки, относящиеся к данному слою (V-первая половина IV в. до н. э.), указывают на тесные связи с античными центрами (Афины, Хиос, Гераклея, Синопа). В конце IV - I вв. до н. э. Эшерское городище переживает расцвет - материалы показывают существование здесь различных отраслей хозяйства. О земледелии свидетельствуют ручные мельницы, в частности жернова-толкачи, имевшие широкое распространение в античном Причерноморье.  О скотоводстве свидетельствуют находки костей крупного и мелкого рогатого скота. На садоводство и виноградарство имеются косвенные указания (кривые ножи и т. д.). Широко были развиты и различные ремесла: керамическое производство кровельных материалов, кухонной, столовой и тарной посуды, по форме в большинстве своем идентичной продукции других причерноморских античных центров, ткачество с использованием вертикального греческого станка с пирамидальными глиняными отвесами, обработка камня, засвидетельствованная архитектурными деталями, кузнечное дело, специализировавшееся, по-видимому, на изготовлении сельскохозяйственных орудий и вооружения; надо предполагать существование здесь своих плотников, шорников, кожевенников и т. д. Рыболовство также играло заметную роль в хозяйстве городища, о чем свидетельствуют находки каменных грузил, керамических пирамидальных грузил, рыбные блюда, относящиеся к характерным деталям греческой жизни, а также устричные раковины.
     Все вышесказанное позволяет определить Эшерское городище как аналогичный другим причерноморским античным поселениям городского типа продукт греческой колонизации. (kolhida.ru)

5

     Гипотезы о местонахождении Диоскурии. Основываясь на сообщениях древних авторов, картах, легендах и лингвистических параллелях, ученые выдвинули несколько противоречивых гипотез о местонахождении Диоскурии. Одни из них, например французский ученый-путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ. русский исследователь Петр Услар, абхазский писатель и ученый Дмитрий Гулиа, утверждали, что город находился на левом берегу реки Кодор, в 20 километрах южнее современного Сухума, у мыса Искурия, называемого абхазами Скурча. Другие искали Диоскурию северо-западнее Сухуми. В 1874 году археолог Брунн на основании критического разбора древних исторических источников высказал предположение, что древняя Диоскурия находилась на месте нынешнего Сухума. Однако самому Брунну не удалось найти ее следы в районе Сухума. Во второй половине XIX века абхазский краевед Владимир Чернявский, изучив тогда еще хорошо сохранившиеся на берегу и в море остатки древних сооружений, также предположил, что Диоскурия некогда располагалась на месте нынешнего Сухума.
     Находки, подтверждающие локализацию Диоскурии на месте Сухума. До сооружения в 1895 году Сухумской набережной, которая преградила морю путь в город, жители не раз после сильного морского шторма находили на берегу золотые, серебряные и медные монеты античного времени. Много древних предметов было обнаружено и в земле при сооружении жилых и общественных зданий. В 70-90-х годах XIX века сбор свинцовых и других древних металлических вещей, выбрасываемых морем в сильные бури, был даже превращен в промысел, который отдавался на откуп. В 1864 году два сухумских жителя нашли на морском побережье золотую тиару в виде "круглого обруча толщиной в гусиное перо, с привесками". В 90-х годах XIX века на левом берегу реки Келасури в окрестностях Сухуми был найден большой клад, который содержал в основном монеты Диоскурии первых веков до нашей эры.
     Начало подводной разведки города. Тогда-то впервые зародилась догадка, что древнюю Диоскурию нужно искать на дне моря. Честь первого разведчика древнего затонувшего города принадлежит Владимиру Чернявскому. Летом 1876 года с помощью двух любознательных сухумских юношей, умевших хорошо плавать и нырять, он исследовал несколько памятников на дне Сухумской бухты на глубине 4-6 метров. Некоторые памятники были видны прямо на поверхности моря на расстоянии 60-100 метров от берега. Чернявский, поддерживаемый плавательным снарядом, обходил их и наносил на план. В начале нынешнего столетия возникала мысль об организации на дне Сухумской бухты подводных археологических раскопок и фотофиксации затонувшего города. Но работы начались лишь в 1953 году. Ученые-археологи превратились в водолазов. То, что археологи А.М. Апакидзе и М.М. Трапш увидели на дне моря, превзошло все их ожидания: перед ними были остатки древнего города, веками покоившегося под толщей воды. Ученые установили, что Диоскурия была расположена именно на месте нынешней Сухумской бухты. Но в давние времена в результате какой-то таинственной катастрофы ее поглотило море. На дне моря были обнаружены остатки крепостей и других сооружении, древняя утварь, предметы украшений, монеты и т. д.
     Диоскурийская стела. С морского дна было извлечено прекрасно сохранившееся надгробие: женщина - воплощение скорби (видимо, мать) и рядом с ней служанка, у ног матери - мальчик, протягивающий к ней руки. Эта замечательная античная стела, датируемая концом V - началом IV века до н. э., украшала некрополь Диоскурии. По стройности композиции и блестящей обработке мрамора диоскурийская стела не имеет равных среди известных мраморных барельефов в советском Причерноморье. Этот уникальный памятник экспонируется в Абхазском государственном музее.
     (Вианор Пачулиа. В стране золотого руна. М., 1968, с. 12-35)

6

     Другие находки. Очень интересна и другая находка - антропоморфный скульптурный бюст диоскурийца из известкового мрамора, найденный в 1955 году. Памятник датируется приблизительно I веком до нашей эры. В районе Сухумской крепости аквалангисты нашли под водой обломки амфор и пифосов, черепицу, римские кирпичи (так называемые тетродоронты 30X30 сантиметров и толщиной 3,5 сантиметра). Впервые была проведена фотофиксация погрузившихся под воду сооружений. На фотографиях, выполненных руководителем подводной группы нашей экспедиции В. И. Вишневским, видна характерная для римского времени кладка, напоминающая кладку башни в устье реки Беслетки.
     Почему затонула Диоскурия? В источниках не сохранилось сведений о том, когда Диоскурию поглотило море. Существует несколько гипотез о причинах гигантской катастрофы. Пожалуй, наиболее распространено предположение исследователя древней Абхазии археолога Л.Н. Соловьева, который считает, что Диоскурия могла исчезнуть при опускании берега или сползла в море в результате грандиозного оползня. Но лежащий на дне моря город еще не раскрыл все свои тайны. Исследователи обращали внимание на то, что для дна Сухумской бухты характерно резкое увеличение глубины. Уже на расстоянии 500-600 метров от берега глубина превышает сто метров и поэтому недоступна для аквалангистов, в то время как северо-западнее Сухуми дно понижается постепенно. Такое резкое понижение дна в бухте наводит на мысль: не является ли оно результатом катастрофы, вызванной тектоническими причинами? Не произошла ли эта катастрофа на пороге нашего летосчисления?
     Жизнь древней Диоскурии. Находки археологов и свидетельства древних авторов рассказывают о жизни древней Диоскурии. Ее купцы вели оживленную торговлю с кавказскими племенами. Они покупали шерсть, мед, древесину ценных пород и другие товары, продавали изделия диоскурийских ремесленников, а также соль, добываемую местными солеварами, в которой очень нуждались древние обитатели Западного Кавказа. В Диоскурии были развиты ремесла; здешние гончары изготовляли не только столовую и кухонную посуду, но также амфоры, черепицу, большие глиняные сосуды. В городе имелись ткацкое, кожевенное и металлообрабатывающее производства. Украшения, обнаруженные археологом М. М. Трапшем в могильниках на горе Гуадиху (браслеты, перстни-печатки, нашивные бляхи, булавки и т. д.), выполнены с большим вкусом и мастерством. Во II веке до н.э. в Диоскурии чеканилась собственная монета. Древнегреческий историк и географ Страбон отмечал, что Диоскурия служила и торговым портом, куда прибывали суда из многих стран. Здесь велась оживленная торговля. Диоскурия в тот период имела торгово-экономические связи и с народами Кавказа, и с другими народами. При раскопках было обнаружено много амфор, служивших для перевозки и хранения продуктов.
     Упадок Диоскурии. В I веке до н. э. цветущий многолюдный город Диоскурия постепенно утрачивает былое значение. Заметно сократилась торговля, в упадок пришли ремесла. Особенно сильно Диоскурия была разрушена во время войны между римским полководцем Помпеем и понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Римский ученый и писатель Гай Плиний Секунд, живший в I веке н. э., писал: "Город этот теперь опустошен, но прежде был так известен, что, по словам Тимосфена, там собиралось до 300 народов, говорящих на разных языках. Впоследствии еще мы (римляне. - Д.Д.) вели там свои дела при помощи 130 переводчиков". На развалинах оставшейся на суше части города римляне возвели новый город, который назвали Севастополисом (Севастополем). Но им так и не удалось полностью вернуть Севастополису былую славу Диоскурии.
     (Вианор Пачулиа. В стране золотого руна. М., 1968, с. 12-35)

7

     Откуда происходит название Диоскурии. Ионийские поселенцы из Милета назвали город в честь братьев-близнецов Диоскуров, участников легендарного похода аргонавтов за золотым руном в Колхиду. В Милете был очень популярен культ братьев-близнецов Диоскуров, олицетворявших собой представление о смене света и тени, дня и ночи, рождения и смерти, мира и войны. Один из атрибутов братьев – утренняя и вечерняя звезда (для сравнения можно при­вести соответственно имена легендарных абхазских братьев Шарпыецва и Хулпыецва). Они были покровителями мореплавателей и путешественников. Поэтому каждый, сойдя на диоскурийский берег, спешил к храму Диоскуров-покровителей города, чтобы возблагодарить их за благополучное плавание и при­нести положенную жертву.
     Абхазское название Диоскуриады. Вместе с тем, территория, где греки основали Диоскуриаду, носила древнеабхазское название «Акуа». О древности местного топонима может также говорить надпись «Акой» (Акуа) на золотых монетах (статерах), отчеканенных в 90–80 гг. II в. до н. э. в подражание статерам фракийского царя Лисимаха.
     Население Диоскуриады. В начале VI–V вв. до н. э. греческое и местное поселения представляли собой две замкнутые и автономные структуры, связанные экономическими узами, поэтому они не могли существовать друг без друга. Затем, в эпоху эллинизма (особенно в IV–III вв. до н. э.), произошло как бы их взаимное интегрирование, и население Диоскуриады стало смешанным (греко-местным).
     Экономика Диоскуриады. В IV–II вв. до н. э. здесь производились амфоры с собственными диоскурийскими клеймами, что свидетельствует о государственном (полисном) характере производства; чеканились монеты, писали на вощеёных досках костяными, заострёнными палочками (стиль); поклонялись, в том числе греческой богине земледелия и плодородия Деметре (имеется её терракотовая статуэтка) и древнеабхазскому божеству Джадже. Диоскурийские монеты того времени были найдены главным образом в Северном Причерноморье, в Херсонесе (близ совр. Севастополя) и в окрестностях Анкары в Турции. На Диоскурийской агоре, как свидетельствуют письменные источники (Страбон, Тимосфен Родосский), собирались представители от 70 до 300 народностей и племён. Здесь работала судостроительная верфь.
     Переименование Диоскуриады в Себастополис. Переименование Диоскуриады в Себастополис не могло произойти ранее начала правления римского императора Октавиана (27 г. до н. э.–19 г. н. э.), получившего титул Августа-Себастоса («великого» или «священного») в 20 г. I в. до н. э. Это было начало нового римско-византийского периода истории г. Сухум, который продолжался до VIII в. н.э.
     (О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба. История Абхазии)

8

     Расцвет Диоскурии. Связь с внешним миром осуществлялась через порты Колхиды, в частности через Фасис. К этому же времени относится и расцвет Диоскуриады. Тимосфен, наварх Птолемея Филадельфа, говорит о Диоскуриаде как о цветущем торговом городе, куда для торговли сходилось до 300 племён. Цифра эта явно преувеличена, но даже если уменьшить её до 70, как это делает Страбон, она всё же остаётся достаточно значительной и показывает, что Диоскуриада была крупным торговым центром. В этих городах сильно возрастает роль местных элементов, в результате чего греческие колонии на протяжении III—II вв. постепенно меняют свой характер, превращаясь в значительной мере в местные городские центры. На протяжении III—II вв. продолжается деятельная чеканка колхидок, которые получают широкое распространение по Абхазии и Западной Грузии.
     Царство Аки в районе Диоскуриады. В Колхиде в III в. происходят значительные политические изменения, о которых можно косвенно судить по изменениям в характере денежного обращения. Наряду с прежними колхидками появляются золотые монеты, представляющие собой подражания монетам эллинистических царей. Эти изменения в чеканке толкуются по-разному. Сторонники теории раннего образования государства в Колхиде полагают, что в это время начинается распад относительно единого до того Колхидского царства и правители отдельных областей переходят к новым формам чеканки. Противники этой точки зрения, считающие, что колхидки ранее чеканились Фасисом, думают, что появление новых форм чеканки указывает на возникновение в этот период в Колхиде ряда примитивных государств. К III в., вероятно, относятся золотые статеры, представляющие собой подражания статерам Лисимаха и чеканившиеся царём Акой, который был, видимо, правителем одного из государств, существовавших на территории Колхиды. Царство Аки находилось скорее всего в районе Диоскуриады и включало области, расположенные к северу от неё, где жили племена, говорившие уже не на картвельских диалектах, а на языках другой ветви кавказской семьи. (Диоскуриада; Яндекс-48, historik.ru)


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Диоскуриада