Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Убыхи

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

     В данной теме я хочу собрать и проанализировать все ныне существующие материалы в Интернете по ныне мёртвому убыхскому языку (последний известный носитель языка Тевфик Есенч умер в 1992 году в Турции). Убыхский язык - это вполне самостоятельный язык абхазо-адыгской группы. Для чего? Во-первых, ознакомить наших пользователей с литературой по данному вопросу. Во-вторых, популяризировать тему изучения убыхского языка. В-третьих, если есть такая возможность, то изучить язык убыхов, хотя бы, на уровне отдельных фраз. Ведь несколько лет назад, в селе Калдахуара, в присутствии известных абхазских учёных, перед могилой моего самого близкого друга, единственного в бытность СССР убыха по паспорту Сергея Анатольевича Хамит, я дал слово, что сделаю всё возможное, вплоть до восстановления языка. Итак, начнём. 
     Вначале о том, кто такие были убыхи. Убыхи - народ абхазо-адыгской языковой группы, являвшийся коренным населением города Сочи. Убыхские общины управлялись Верховными владетелями из сильного дворянского рода Берзеков. Усадьба последнего владетеля Хаджи Берзека находилась на территории нынешнего Заречного микрорайона Центрального района Сочи. Убыхия занимала полностью Центральный и Хостинский районы, а также частично Лазаревский район нынешнего Сочи. В 1864 российское правительство после окончания Кавказской войны насильно выселило выживших убыхов в Османскую империю, где их потомки жили в населённых пунктах Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараш и др. Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 в деревне Хаджиосман.
     Проблема этногенеза  убыхов  - одна из самых сложных в исторической науке. Ее решение требует комплексного изучения и анализа материалов историческим и филологическим наукам. В исторической науке относительно вопросов происхождения и в целом ранней этнической истории народов абхазо-адыгской языковой группы существуют разные позиции, которые условно можно разделить на три группы: автохтонная, миграционная и автохтонно-миграционная теории. На сегодня признанной считается последняя. Согласно версии Г.Л. Меликишвили, М.Д. Лордкипанидзе и некоторых других ученых, колыбель абазин, абхазов, адыгов и  убыхов  локализуется на Северном Кавказе, в Прикубанье — Прикубанская экологическая ниша. Отсюда часть этих западнокавказских народов до I тыс. до н.э. переместилась на Черноморское побережье Западного Кавказа, заполнив три экологические ниши: до Гагрского хребта - зихи, позднее  убыхи ; далее до хребта Аж-Амгва - абасги; и южнее последнего хребта - апсилы и мисимиане.
     Другая точка зрения о малоазийско-колхидском происхождении и раннем этногенезе абазин, абхазов, адыгов и  убыхов  в науке признана наиболее достоверной. По этой версии, в аборигенное кавказское население восточного побережья Черного моря проникли малоазийские земледельческие кашко-абешлайские племена - предки абхазов, абазин, адыгов и  убыхов. Сторонники этой точки зрения расходятся лишь во времени, когда произошло это событие. Одни считают, что их миграция происходила в III тыс. до н.э., другие относят данный факт к концу II - началу I тыс. до н.э. (О.М Джапаридзе, Г.А. Меликишвили, В.Г. Ардзинба и др.). Часть предков абхазо-абазин оставалась в Колхидской экологической нише, другая расселилась до Гагрского хребта. Аборигенность и широкое распространение здесь кашко-абешлайских племен признается и лингвистами, которые считают, что в эпоху энеолита и до конца III тыс. до н.э. в этих местах отмечается присутствие диалектов абхазо-адыгского типа. На это указывает наличие абхазо-адыгских корней в топонимике северо-востока Малой Азии, прилегающей к Черному морю, Западной Грузии и Черноморского побережья Кавказа, в древнейших картвельских географических названиях и этнических терминах.
     Малоазийские племена кашко-абешлов и пёхов (ср. пахува//хапхи древних источников) - предки абхазов, абазин, адыгов и  убыхов  в начале IV тыс. до н.э. антропологически и лингвистически еще представляли собой единый народ. В последующем, с перемещением и территориальной разобщенностью этнических групп, в условиях замкнутой экологической ниши (благодаря консервирующей роли горного ландшафта) начинается процесс дробления пранарода и праязыка народов абхазо-адыгской языковой подсемьи. В оценке времени дивергенции (распада) праязыка абхазо-убыхо-адыгов мнения ученых несколько расходятся. Одни считают, что это произошло в начале или в первой половине II тыс. до н.э., другие на рубеже III - IV тыс. до н.э., третьи - в III тыс. до н.э. При этом авторы не приводят достаточно аргументированных фактов в пользу своих гипотез.
     В современной лингвистической науке признанной считается гипотеза Н.С Трубецкого, С.А. Старостина и др., по которым нахско-дагестанские и западно-кавказские языки родственны и образуют северокавказскую семью. В V тыс. до н.э. северокавказская семья языков еще была единой, но ее распад произошел в IV тыс. до н.э. С началом развития бронзовой металлургии (III тыс. до н.э.) в языке предков западнокавказских народов уже обнаруживаются заметные расхождения. У абхазов, абазин  и  убыхов, например, к тому времени термин "бронза" или "бронзодел" совершенно идентичен (соответственно - "а-куалх", "а-куалх" и "кулх").
     Было время, когда убыхи не занимались сельским хозяйством, особенно садоводством. Они считали, что земледелие - это труд невольников-пленников да и садоводство никак не дело убыха-воина. И без того волею Бога убыхская земля изобиловала яблоками, грушами, орехами, алычой и другими съедобными плодами. Как-то раз один убых погиб в неравном бою с врагом. Но душу его, несмотря на воинские заслуги, бог отправил в ад, где и пришлось ему голодать, хотя из-за огромной плетеной ограды он видел, как люди в раю разводили сады и вдоволь вкушали румяных плодов. А он и подобные ему грешники смотрели на этих тружеников и завидовали. Прошло время.  Убых страшно изголодался и похудел. Плоды, которые удавалось собрать в густых чащобах и на горных склонах, были горькими. И поклялся тогда  убых  всеми святыми, что если ему соизволит бог даровать жизнь, то он призовет свой народ к труду и занятию садоводством. Услышал бог его стенания и вернул на землю. Ожившего убыха народ причислил к лику святых, и все стали беспрекословно выполнять его указания. Прежде всего  убых  объявил садоводство священным делом, сказав, что каждый мужчина должен за свою жизнь посадить пятьдесят деревьев. Только тогда он может попасть в рай. Женщины же должны были заняться огородничеством.
     По свидетельству Услара, название  убыхов  перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апёх или просто пёх. К середине XIX в. в Убыхии были известны следующие основные племенные подразделения или общества: Субаши или Субешх, Хизе, Вардане, Псахе, Саше или Соча, Хоста или Хамыш, располагавшиеся в береговой полосе, и целый ряд горных обществ, названия которых нам неизвестны, за исключением общества (племени) Алань, предположительно локализуемого в верховьях Шахе.
     Общество Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население низовьев Шахе, Матросской Щели и долины реки Чимит. В 40-е годы XIX века старшинство в обществе Субешх принадлежало роду Атквея. К концу Кавказской войны (1864) большинство старшин в этом обществе выбиралось уже из рода Берзеков.
     Общество Хизе (Хобзы, Пшогия) занимало долины рек Осакай (Осокай), Хожиебс (Якорная щель), Беранда, Детляшка и Буу. Для этого общества, особенно в береговой полосе, было характерно смешанное убыхо-шапсугское население. Старшины в этом обществе избирались преимущественно из рода Дизаа (Дизе).
     Общество Вардане занимало прибрежную полосу от долины р. Буу до Мамайского перевала. Селения этого общества располагались на реках Хобза, Лоо (селение Дзепш или Лоупе имело до 200 дворов), Ниже или Нижи (совр. река Уч-Дере к югу от Лоо), Легутай (совр. река Бытха) и Дагомыс.
     К юго-востоку от общества Вардане лежало общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай), занимавшее долину р. Псахе и междуречье Псахе-Сочи, включая долину современного Хлудовского ручья.
Общество Саше (Сача, Соцва и др.) простиралось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агура. Смешанное убыхо-абазинское население этого общества Торнау определял в 10 тысяч человек.
     Общество Саше состояло из селений, разбросанных по долинам рек Сочи, Бзугу, Цанык и Мацеста. Главное селение общества, в котором проживала господствующая фамилия Облагу (или Аубла), располагалось на левобережье приустьевой части долины р. Сочи, в пределах современных Завокзального и Заречного микрорайонов г. Сочи и у подножья приморского склона горы Батарейка, где находилась резиденция предводителя сочинских  убыхов  Аубла Али-Ахмета.
     В 5-6 км от устья р. Сочи находилось другое крупное селение сочинских  убыхов , носившее наименование Аршна-Аху. Выше по долине Сочи начинались владения горных  убыхов, где господствовал воинственный род Берзеков Догомуковых. Крайним на юге убыхским приморским обществом, также имевшим смешанное убыхо-абазинское население, являлось общество Хамыш, в котором господствовала фамилия Хамыш.

2

     Предпосылки возникновения абхазо-адыго-убыхского меджлиса (парламента). Наиболее важные вопросы жизни горских общин решались на народных собраниях, на которые выбирались депутаты от всех населённых пунктов Убыхии, часто от отдельных больших фамилий и родовых союзов. Народное собрание взрослых свободных мужчин считалось высшей властью убыхских общин. На народных собраниях решались вопросы войны и мира, избирались общинные старейшины, вершились судебные дела, принимались важные хозяйственные решения. Собрания обычно происходили в местах отправления культов (священные рощи и деревья). В завершающий период войны на Западном Кавказе(1860-1864 гг.), в условиях усилившегося напора русских войск и угрозы потери независимости, перед западнокавказскими горцами встала задача создания межплеменного органа управления с целью координации военных действий разрозненных горских обществ. Так возник своеобразный черкесский или убыхский парламент, в котором главенствующую роль играли убыхские военные предводители. Комплекс зданий убыхского парламента (меджлиса) был воздвигнут в 1861 г. на левобережье приустьевой части долины р. Мамайки (Псахе).
     А было ли рабство среди убыхов? В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские шапсуги и садзы-джигеты, ещё не имели установившихся феодальных отношений. Хотя несомненно феодальная тенденция существовала, скрытая под покровом патриархальных родоплеменных отношений. В то же время и рабство в Убыхии в своём развитии не вышло за пределы патриархальных «домашних» форм. Для убыхов не было характерно закабаление; контингент рабов составлялся из захваченных или выменянных иноплеменников. Работорговля на Черноморском побережье Кавказа, и особенно на убыхской территории, во все времена имела большое распространение. Но убыхи лишь частично занимались непосредственной эксплуатацией рабов в своём хозяйстве. Рабы в Убыхии были одним из основных экспортных товаров и необходимость постоянного пополнения «живого товара» была главной причиной беспрерывных убыхских воинских набегов на соседние и дальние племена, а в период российской экспансии на Кавказе и на русские военные укрепления на Черноморском берегу и казачьи станицы на Кубани и её притоках.
     Взаимоотношения знати и народных масс. Наиболее многочисленной группой населения Убыхии были свободные общинники, которые формально были свободны от каких-либо повинностей по отношению к господствовавшим слоям убыхского общества. Однако военная племенная верхушка убыхов в определённой степени узурпировала власть и над «вольными» горскими общинами. При этом личная зависимость низших слоёв от горской старшинской верхушки маскировалась обычаями и псевдородственными связями, выражаясь в форме натуральных приношений, «добровольных» взносов, «дарений» и других форм «родовой взаимопомощи». Применявшееся во многих источниках название «дворянство» для феодализирующейся убыхской племенной знати было условным. Родоплеменная знать по-убыхски называлась - куашхъа. Куашхъа выделялась среди свободного населения знатностью своего происхождения и богатством.
     Военная организация убыхов. Особенности социального строя убыхов отразились и на военной организации этого народа. Находясь в состоянии постоянной военной готовности, убыхи-мужчины все поголовно были вооружены ружьями или винтовками, пистолетами, шашками, кинжалами. У многих от предков сохранились панцыри, шлемы, луки и стрелы, в дворянских родах - дамасские сабли. У убыхов, по сравнению с соседними адыгейскими и западноабхазскими племенами, была довольно высокая воинская организация с твёрдыми установками по ведению серьёзных военных действий большими массами. Перед выступлением в военный поход убыхского отряда избирался предводитель, которым мог стать только человек, известный своей храбростью, независимо от его происхождения, имевший опыт многих военных походов и проявивший пример мужества и распорядительности. Он должен был иметь отличное здоровье, крепкое телосложение, мог переносить холод и голод и служить всем воинам примером в перенесении невзгод и трудностей в походах. Избранный на время похода предводитель пользовался безусловным повиновением, в другое, мирное, время власть его не признавалась совершенно. Участвовавшие в походе должны были иметь с собой необходимую одежду и съестные припасы. Для перевозки провизии и прочих тяжестей не брали ни лошадей, ни вьючного скота, а всё необходимое в походе каждый воин нёс на себе. От этого никто не освобождался, какого бы знатного происхождения он не был. Один только предводитель не нёс на себе тяжестей, так как во время похода должен был постоянно передвигаться от одной части отряда к другой. В назначенный срок выступления отряда, на сборном месте предводитель производил смотр одежды и провизии каждого воина; плохо подготовившиеся к походу изгонялись из отряда. Пища обычно состояла из пшена и из супа с мясом и пшеном, приправленным стручковым перцем. На ночлег отряд располагался в залесённой местности, строили шалаши, заготавливали дрова и разводили огонь для приготовления пищи и сушки одежды и обуви. Свои нападения убыхи совершали обычно в ночное время, перед утром. Разделившись на группы, убыхи врывались в селение, бревном выбивали двери в домах и, захватив сонных жителей врасплох, вязали их, а в случае сопротивления убивали их и забирали в домах всё, что считали ценным. Вся эта операция совершалась в короткое время, обычно не более часа. Уйдя от преследования на безопасное расстояние, отряд останавливался для отдыха и после молитвы приступал к дележу добычи и пленных. Предводитель, по установленному праву, независимо от количества пленных и добычи, выбирал для себя одного пленного или пленницу, а из всех награбленных предметов по одной вещи. Остальная часть добычи, за исключением людей, делилась по равной части между участвовавшими в походе, исключая кашеваров и дровосеков, из которых в основном формировался резерв, не участвовавший в нападении. После раздела добычи отряд расходился со сборного места по своим аулам, подходя к которым убыхи пели победные песни, стреляли из ружей и пистолетов, чем давали знать своим родным и аульчанам о благополучном окончании похода.
     Убыхи в Турции. Покинув родные очаги в период махаджирства (массовой депортации коренного кавказского населения), убыхи, как и абхазы, абазины, адыги и другие народы Северного Кавказа, оказались в Турции. Убыхи расселились в Турции в пределах малоазийского полуострова, образовав поселения в районе Бандырмы близ Бурсы и в районе Измита не побережье Мраморного моря, в районе Самсуна на анатолийском побережье Чёрного моря, в районе Адана на побережье Мерсинского залива Средиземного моря, на Усунском нагорье и в ряде других пунктов Анатолии. Убыхи переселялись целыми аулами и обществами во главе со своими старшинами. Убыхи общества Вардане во главе с Исмаилом Баракаем высадились в районе Трапезунда, образовали здесь смешанные переселенческие лагеря вместе с шапсугами и претерпели наибольшие лишения и невзгоды. В течение нескольких месяцев, находясь в карантинной блокаде, они испытали все ужасы переселенческой трагедии. Почти половина горцев в карантинных лагерях погибла от болезней и голода. Значительно больше повезло 350 убыхским семействам (более 2 тыс. человек), сопровождавшим Хаджи Берзека Керантуха, которому за «особые заслуги» были выделены удобные земли в районе Родосто на берегу Мраморного моря. Трагедия переселения убыхов в Турцию, их горестные скитания на чужой земле и исчезновение этого гордого свободолюбивого народа в результате ассимиляции ярко и с использованием исторических документов описаны в замечательной книге известного абхазского народного поэта и писателя Баграта Васильевича Шинкуба «Последний из ушедших» (Москва, 1976).  (Здесь использованы материалы кандидата исторических наук М.Х.-Б. Кишмахова).

3

     Продолжаем тему об убыхах и убыхском языке. В Интернете, особенно в сайтах, созданных адыгами, или в сайтах, где участвуют наши северокавказские братья, очень часто подымается убыхская проблема. С какой целью? Цель вроде бы благовидна: знание и популяризация истории убыхов, попытки возрождения убыхского языка... Однако за всей этой темой скрывается стремление адыгов адыгизировать убыхов, которые, как давным-давно известно науке, в том числе и адыгским специалистам, ни адыгами, ни абхазами не являются.
     Довольно часто в Интернете ставится вопрос: к какой подгруппе ближе убыхский язык - к абхазской или адыгской? Повторим сказанное нами выше: язык убыхов - это срединный (промежуточный) язык, находящийся между абхазской и адыгской ветвями абхазо-адыгской языковой группы. Грамматика находит несколько более тесных отношений с абхазским и абазинским языками, словарный состав претерпел очень сильное воздействие адыгских диалектов (абадзехского и шапсугского). Вероятно, считает один из адыгских авторов, убыхский язык начал активно исчезать из употребления 300-500 лет назад. т.к. считается, что горные абадзехи и убыхи составляли некогда один народ, который именовался "абадза".
     Язык убыхов частью напоминает абхазскую речь, так как наводнён различными абхазскими словами, частью - адыгскую речь, из-за многочисленных адыгских заимствований, частью - проявляет свойство оригинального языка, не похожего ни на абхазский, ни на адыгские языки. Приведём рад примеров из языка убыхов. Вот слова, которые совпадают по звучанию и значению с абхазскими: абина - абна (лес), агъа (плохой, злой) - агъа (враг), арма - арма (левый), bәjă – абара (видеть), ž°ә - жваба (десять), ž°әf – жваф (шестнадцать), ž°әză – жвейза (одиннадцать), йацуа - аецва (звезда), мацlа – амацIа (саранча), fә - фба (шесть), цуа – ацуа (сон) и т.д.
     Немало среди абхазов и убыхов однокоренных фамилий, таких, как например, Абаза, Агырб, Аджьа, Апщыс, Ахъы, Багъ, Гуыжу или Гуажу, Дачан, Дыжъы, Дзыба, Кlуадзба, Кlуыкlу, Кlьаца, Кlьач, Таршы, Уарда:на – Вардане, ХIамытlа, Аухат, Биг (Бигуаа), Адагәа и т.д. (Здесь нам необходимо отметить, что Абаза, Агырба, Аджба, Ахба, Дзыба, Куадзба и Кукба относятся к исконным представителям абхазского народа, а в среде убыхов они - убыхи абхазского происхождения, когда как Апшыцба, Гуажба, Тыжъуба - Тужба, Кецба, Атыршба, Варданиа, Бигуаа являются абхазами убыхского происхождения - Д.Д.).
    Что же известно учёным о языке убыхов? Известно, что убыхский язык относится к консонантному типу языков (много согласных) с характерной аккомодацией гласных (слияние с согласными), их редукцией и выпадением. В убыхском языке различают более 80 согласных фонем (по разным сведениям) и 2 основные гласные: [a] - открытая и [ә] - закрытая в зависимости от окружения приобретают различные тембровые качества. По морфологическому типу это агглютинативный язык (слова образуются путем склеивания) с очень высокой степенью синтетизма, проявляющегося как в системе словоизменения, так и в системе словообразования. Префиксация более распространена, чем суффиксация (приставки используются чаще, чем суффиксы).
     Выделяются следующие лексико-грамматические разряды слов: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, причастия, деепричастия, превербы, послелоги, союзы, междометия. Между частями речи нет достаточно строгого морфологического разграничения. Существительные, прилагательные и числительные различаются главным образом по семантическим признакам. Это значит, что увидев незнакомое убыхское слово, вы не сможете определить к какой части речи оно относится. Существительные и прилагательные морфологически слабо дифференцированны. Классы человека и нечеловека представлены как семантическая категория, т.е. здесь нет, как в абхазском, префиксов и т.п., предназначенных отдельно для каждого класса, а есть слова со специфичным смыслом.
     Глаголу присущи такие морфологические категории, как: переходность-непереходность, статичность-динамичность, финитность-инфинитность, лицо, число, время, наклонение, побудительность (каузатив), версия, потенциалис, непроизвольность, возвратность, союзность, совместность, взаимность.
     Отрицание выражается с помощью аффикса -м-. Основными способами словообразования являются основосложение и аффиксация. Основосложение следует считать здесь и наиболее древним способом.
     Наиболее продуктивны следующие словообразовательные типы:
а) основа существительного + основа существительного; б) основа существительного + основа прилагательного; в) основа существительного + основа глагола. Для убыхского языка мало характерны сложноподчиненные предложения.
     Основные пласты лексики представлены исконными словами. Исконными являются в целом личные, указательные и прочие местоимения, имена числительные (за исключением мин), служебные слова, названия частей тела, номенклатура родства, название членов общества и сословий, предметов и явлений неживой природы, дней недели, насекомых, земноводных и пресмыкающихся, дикорастущих деревьев, кустарников и их плодов, предметов верховой конской сбруи, жилищ и приусадебных построек. К исконному лексическому фонду относятся также названия большинства древних орудий труда и металлов, подавляющего большинства диких и домашних животных, диких птиц, большинства злаковых растений, кушаний, наиболее древних видов одежды. Исконными словами представлены, далее, глаголы и наречия (если не считать случаи их образования от заимствованных имен) и, за немногими исключениями, качественные имена прилагательные.
     В значительном количестве представлены и заимствования. Это в первую очередь общественно-политические, культурно-просветительные, научно-технические, учебно-педагогические и прочие термины, а также слова, связанные с религией. Религиозная лексика в основном арабского происхождения.
Иноязычного происхождения также некоторые названия диких и домашних животных и птиц (почти исключительно из тюркских языков), названия большинства предметов домашнего обихода (в основном из тюркских языков), слова, обозначающие различные меры и единицы измерения земельной площади, названия большинства предметов конской упряжи, мебели, почти всех галантерейных изделий, названия многих сельскохозяйственных культур, некоторых фруктов, кушаний, многих продуктов питания и почти всех напитков; названия тканей, многих видов одежды, почти всех видов обуви, постельных принадлежностей; названия некоторых металлов, многих стройматериалов и частей дома (в основном из тюркских языков); отдельные наименования частей тела; многие слова, обозначающие абстрактные понятия, качества, свойства человека, животных и вещей (почти все арабского или тюркского происхождения).
     Из тюркских языков заимствованы не только собственно тюркские, но и арабо-персидские слова. Языком-посредником служил главным образом турецкий. Практически отсутствуют заимствования из русского языка. Встречаются подобные заимствования: ištah (араб.) - аппетит, azat (перс.) - свободный, вольный, aw95;i (тюрк.) - охотник, šapka (тур.) - шапка, шляпа.
Адыгские заимствования составляют значительный процент в лексике убыхского языка. Фонетический облик этих слов показывает, что они непосредственно заимствованы из адыгейского языка. Наибольший интерес представляют те из них, которые убыхский язык разделяет с абхазским. Подобные слова нередко трудно бывает отличить от генетически общих элементов, но этимологические разыскания обычно приводят к их выявлению.
     Выявление генетически общего лексического фонда абхазо-адыгских языков упирается в сложную и объективно трудную проблему звуковых соответствий в масштабе всей языковой группировки. В звукосоответствиях между подразделениями родственной группы преобладает пестрота и противоречивость в сочетании с малочисленностью примеров, иллюстрирующих соответствия. Лексические сопоставления, основанные на такого рода соответствиях, разумеется, не всегда оказываются удовлетворительными, но абхазо-адыгское сравнительно-историческое языкознание не обходилось и не может обходится без подобных сближений. Здесь следует учитывать и характер сопоставляемых лексем (их принадлежность к основному словарному фонду), и фонетические свойства корреспондирующих звуков, которые, как правило, позволяют считать приводимые словарные сближение вполне достоверными.
     Слов, основ, корней, генетически объединяющих все абхазо-адыгские языки, сравнительно немного (около 400), но и не так мало, если учесть степень расхождения между соответствующими языковыми подгруппами. Генетически общие лексические элементы относятся здесь к важнейшим семантическим категориям слов: личные местоимения, числительные первого десятка, названия частей тела и организма, волосяного покрова, номенклатура родства, название предметов и явлений из области неживой природы, слова, связанные с животным и растительным миром, названия качеств, свойств человека и животных, слова со значением времени и пр. Довольно многочисленную группу составляют глагольные основы. Сюда входят глаголы, обозначающие такие элементарные действия, движение и состояния, как пить (сосать), смотреть, чихать, кусаться, прислушаться (слушаться), упасть (падать), давить, идти (двигаться), дойти (доехать), пройти (о времени), вставать, рвать (о рвоте), знать (учиться), гореть (светить), бояться, качаться. Имеются также глаголы из сферы хозяйства, ремесел: полоть, жать (косить), плести (из прутьев), молоть, пасти, доить, вязать, ткать. За глаголами идут названия частей тела и организма: голова, сердце, глаз, нос, рот, нога, ухо, спина, ребро, кость, кожа, почка, желчный пузырь и др. В целом генетически общая лексика абхазо-адыгских языков дает картину, не оставляющую сомнений в их родстве.
     В ходе подготовки данной публикации были использованы разные материалы (книги, статьи, в т.ч. и материалы сайта (folk-lore.narod.ru).