Дольмены Северо-Западного Кавказа. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой. Это были захоронения родоплеменных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя.
Культура строителей дольменов. Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом. Эпоха существования дольменов на Северо-Западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общественную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.
Работа над дольменом. Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.
Изготовление пробки. Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.
Как происходила установка дольмена. Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.
Дольменная культура. Сайт: erudition.ru - Яндекс-1
Дольменная культура
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться127 марта, 2010г. 16:45
Поделиться227 марта, 2010г. 16:54
Для чего строились дольмены. Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников. Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.
Поделиться327 марта, 2010г. 17:27
Дольмены, овеянные легендами. Дольмены издавна привлекали внимание местного населения. О них складывались поэтические сказания и легенды, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение и дошли до наших дней. По адыгейскому преданию, в давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Карлики не имели убежищ и не было у них достаточных сил, чтобы построить себе жилища. Оттого они и подвергались всяческим невзгодам бесприютной жизни: мокли под дождем, мерзли, зимой их засыпало снегом. Сжалились великаны и решили построить для карликов дома. Великаны были настолько сильны, что каждый из них мог выломать каменную плиту, и, взвалив ее на плечи, принести к месту постройки. Из четырех плит составлялся дом, покрывавшийся сверху пятой плитой. Вместо дверей великаны пробивали круглое отверстие, через которое карлики въезжали верхом на зайцах. И оттого адыги называли дольмены испун. Давно вымерло племя карликов, и нет уже великанов, а дома карликов все еще стоят. Такова легенда. Русское население называло дольмены "богатырскими хатками".
Время появления дольменной культуры. Дольменная культура датируется с середины II 1-го тысячелетия до н.э. и до третьей четверти II тысячелетия до н. э. Племена, оставившие дольмены, вели оседлый образ жизни. Вопрос о происхождении дольменов у нас на Кавказе в исторической науке не выяснен. Лучший знаток дольменной культуры доктор исторических наук В. И. Марковин в своей монографии "Дольмены Западного Кавказа" (Москва, 1978) данному вопросу посвящает последнюю главу, в которой приводит мнения ряда ученых, пытавшихся каким-то образом объяснить появление дольменов на Кавказе.
Связь дольменной культуры с абхазо-адыгскими народами. Некоторые исследователи пытались связывать местную дольменную культуру с далекими предками абхазо-адыгов (Б. А. Куфтин, Л. Н. Соловьев, Л. И. Лавров, Ш. В. Инал-ипа и др.). Так, например, крупный кавказовед Л. И. Лавров связывает появление дольменов на Западном Кавказе "с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и в эпоху бронзы", когда "кавказские мастера" могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Таким образом, западно-кавказскую дольменную культуру Л. И. Лавров связывает с далекими предками абхазо-адыгов. В. И. Марковин также связывает происхождение дольменов на Северо-Западном Кавказе со Средиземноморьем. Он отмечает, что "наиболее древние дольмены Кавказа имеют аналогии в западной части Пиренейского полуострова (в современной Португалии) и на острове Сардиния. Может быть, именно отсюда и началось движение строителей дольменов, хотя попасть в Восточное Причерноморье они могли чисто случайно". Пока это все предположения и гипотезы. (adygeya-history.info).
Поделиться427 марта, 2010г. 17:48
Особенности дольменной культуры и начало её изучения. Научные исследования кавказских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. С середины ХХ века этой проблемой занимались археологи Тешев, Кондряков, Аутлев, Марковин. Благодаря их работе сейчас раскрыты многие вопросы касающиеся дольменов. Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов. У местных построек несмотря на их определённое сходство с европейскими дольменами есть и свои особенности, например практически у всех кавказских дольменов с фронтальной стороны сделано отверстие, как правило круглой формы диаметр которого колеблется от 37 до 43 см. Видимо кавказские дольмены более поздние, чем Европейские и это прослеживается по их более правильной форме. По Иессену они датируются примерно 2500 г. до. н.э. период постройки дольменов продолжался около 900 лет, после чего следы их строителей исчезают. Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода – это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. – второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).
Плиточные дольмены. Плиточный – самый распространенный тип дольменов, порядка 90% от общего количества известных. Название происходит от формы, и принципа строительства. Сооружался из пяти массивных каменных плит (отсюда и название), Четыре плиты составляли стенки, пятая – перекрытие. Имеет форму усеченной пирамиды толщина стен от 30 до 60 см. С большой осторожностью В. И. Марковин, проведя тщательные измерения, вывел пропорцию соотношения фронтальной, тыловой и равных боковых плит. Оказалось, что у строителей дольменов существовал определенный архитектурный модуль, т.е. единица измерения, которой, подчинялась вся конструкция. Модуль этот равен 1\10 фронтальной плиты. Общая пропорция большей части плиточных дольменов составляла 10 х 12 х 8 (соотношение фронтальной, боковой, и тыловой стороны соответственно,внутренней камеры дольмена).
Строительство дольменов. Строя дольмен, человек по его словам «путем нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры» Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться внутренний интерьер» - «В дольменах проявляется начало порядка, в первую очередь ритма, начало которое в тех или иных формах стало основой художественного языка архитектуры». К этим качествам можно добавить пропорциональность и масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Как правило, материалом для строительства дольменов были песчаники и кварциты. И чем мягче был камень, тем более правильную форму имели сами дольмены и плиты их составлявшие. Археологи с большой достоверностью восстановили технологию постройки этих гробниц. Сначала откалывалась от пласта массивная глыба приблизительно подходящая по толщине. По контуру будущей плиты выбивался тонкий желоб глубиной около 1 см. Через 20-30 см., по периметру будущей плиты (по желобу), просверливались сквозные отверстия в которые плотно вбивались деревянные клинья. После этого желоб поливался водой, и через некоторое время дерево разбухало, и камень трескался. Получалась заготовка для будущей дольменной плиты. (anapacity.com).
Поделиться52 апреля, 2010г. 22:58
Дольменная культура. Дольмены (от кельтских слов: tol – стол, men – камень, каменный стол) – монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесанных массивных плит или высеченные в скальном массиве. Максимальная длина – 4 м, высота – до 2,5 м, вес – до двух десятков тонн. В передней стенке дольменов имеется входное отверстие в виде круглого или прямоугольного проема размером до 40 см. Дольменная культура занимала территорию от Таманского полуострова до г. Очамчыра в Абхазии. На этой территории протяженностью 480 км и шириной 35-75 км в настоящее время известно более 190 местонахождений, где сосредоточено свыше 2300 дольменов. Адыги называли дольмены йыспуын, спуын – «дома испов-карликов», абхазы – адамра, казаки – «богатырскими хатками». Известно, что дольменная культура, сложившаяся на Западном Кавказе к 2400 году до н.э., просуществовала до 1400-1300 г. до н.э. (Адыгская энциклопедия, Москва, Фонд имени Б.Х. Акбашева, 2006, с. 64).
Этническая принадлежность строителей дольменов. «Культуру дольменов обычно связывают с протоабхазо-адыгской общностью». Но традиция строительства дольменов была занесена на Кавказ извне в результате далеких морских связей. В странах Средиземноморского побережья и, особенно на Пиренейском полуострове (Португалия, Испания), где дольмены сооружались еще в IV тысячелетии до н.э. далекими предками современных басков, известны образцы, которые наиболее близки кавказским аналогам. Со временем строителям дольменов удалось оттеснить майкопцев за пределы Прикубанья на восток, хотя и сами они частично слились с ними. (Адыгская энциклопедия, Москва, Фонд имени Б.Х. Акбашева, 2006, с. 64-65).