Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Гечба (Гячба)


Гечба (Гячба)

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Место проживания рода Гячба. Поместье Гячрыпш располагалось в долине реки Псоу от моря до предгорий. Это пространство было ограничено на западе рекой Мзымта, а на востоке рекой Хашпсы (Гагрский район). Таким образом, к западу от области Гяч до Хосты располагались земли абхазских князей Ардба (Аредлер в турецкой традиции, Адлер - в русской), давших название этой местности; к востоку - прибрежная область Цандрыпш, удел князей Цанба, которые в середине XIX века считались наиболее сильными на всем приморском пространстве от реки Бзып до реки Хоста. Область, которой правили князья Гяч (Гячба), также именовалась Гяч, или Гячрыпш, по подобию аналогичных абхазских названий - Гулрыпш, Гагрыпш, Цандрыпш, Мкялрыпш. В исторической литературе можно встретить и другие вариации этого названия: Гечкуадж (селение, поместье Гечбовых, Гечбово) или Гечилер в турецкой традиции.
     Статус княжеского рода Гячба. Относительно независимому положению подобных общин или воеводств способствовали ослабление владетельской власти, географическая обособленность или отдаленность этих областей от центра. Значение Гячрыпша, влияние его владетелей позволяли считать это княжество независимой сеньорией.
     Эвлия Челеби о владетельстве Гячбовых. Турецкий путешественник середины XVII века Эвлия Челеби, перечисляя свободные княжеские владетельства абхазов, описывает и приморское поместье Кеч. «У них подобная райским садам плодородная область, состоящая из 70 сел, есть вооруженных ружьями около двух тысяч воинов и один бей». Далее путешественник замечает, что всего у Гечбовых «десять тысяч воинов и большинство их - конные. Племя - богатое и большое. Мы гостили у одного племени в доме одного абаза по имени Жапшху в деревне Хафка. Для меня и для моих спутников он зарезал десять овец и устроил угощение». Примечательно, что путешественник среди отведанной еды отмечает «сазбаль», т. е. подливу асадзбал, без которой и сегодня немыслим традиционный абхазский обед.
     Заметки Соломона Званба о роде Гячба. Абхазский этнограф, офицер русской армии периода Кавказской войны Соломон Званба свидетельствует о Гечбовых, что «прежде эта фамилия была очень сильна... Старшие в сем роде суть Антхуа, Асланбей, Эдир-бей и Гасан. Первые два - родные братья и имеют более других влияние на свое семейство и на окрестных жителей». Этот же автор дает нам весьма важное сообщение о том, что «между реками Псоу и Мзымта, на час езды от моря» располагалось село Патухурха (по имени Геч Патуха, от которого ведет свою родословную соответствующая отрасль этой фамилии), в которой жили Асланбей и Мисоуст Гечба. А Гячбовы из семейства Рустам-ипа были известны своими внутренними раздорами. 
      Гидроним, связанный с фамилией Гячба. В районе Геленджика карты и документы XIX в. локализуют речку под названием Гечепсин, что означаете «Гечбов родник» (источник). Это название может иметь связь с деятельностью в этих местах некоего Геч (Герч) Арсланбея, имевшего здесь имение в середине XVIII в.
     Селения Гячбовых. «Главные деревни на реке Псоу, - пишет С. Званба, - принадлежащие Гечбеям, суть: Багрипш и Мкелрипш. Первая из них в трех часах езды от моря и имеет более 100 дворов. Там живет дворянская фамилия Кинца, имеющая тоже некоторое влияние в крае. Мкелрипш ближе к морю и южнее Багрипша. Эта деревня, принадлежит дворянам Микель и зависит от Гечь-беев».
     О термине "ахалцыс". Община Гяч являлась той этнографической областью Западной Абхазии, представители которой называли себя «ахалцыс», что наводит на мысль о возможной связи этого названия с «ахеями». Это подразделение абхазов, встречающееся в древних источниках, локализуется на этой же территории. 
     Крепость и порт князей Гячба. Расположенная в выгодной местности, долина Псоу играла важную коммуникационную роль на Западном Кавказе. В этой местности на речке Хашпсы была расположена мощная и малоизученная крепость средневековой Абхазии. Она защищала гавань, проход во внутренние области страны и на Северный Кавказ. Именно здесь располагался порт Абхазия (Abcasiа), обозначенный на генуэзских и венецианских картах XIII-XIV веков. Отмеченные средневековыми картографами и последующими авторами применительно к бассейну Псоу и ее устью пункты Абхазия, Авогазия, Афгазы, Абаза говорят о том, что и в географическом, и в этническом смысле эти термины являются вариантами названия одного и того же народа, одной и той же страны.
     Гяч Решид. Во второй половине XIX века из Гячбовых выдвинулся князь Решид. Его аул располагался на правом берегу Мзымты (ныне село Веселое). «У племени Кечь (Кечилер) было до 75 аулов», а поскольку каждый аул «обыкновенно группировался вокруг одной дворянской семьи», стало быть у владетеля Решида Гячба было до 70 вассальных дворян. Кроме уже названных фамилий Микелба (Мкялба) и Кинца, подвластными князю Гячба были дворяне Багба и Цисба (Цишба). Род Кинца восстанавливается по историческим повествованиям Маадана Саканиа, как Аканцба.

2

     Гавань Гечба. На карте английского разведчика Джеймса Белла, жившего среди горцев Западного Кавказа, между Сочи и Гагрой отмечена гавань Гечба. Это говорит о наличии оживленных торговых сношений местной знати и купечества как с близкими соседями, так и с отдаленными землями. Мыс Адлер назывался у окрестных жителей Лес Гечбовых (Гячаа рыбна).
     О доме и ораторстве князя Гечба. Этот же автор сообщает нам о том, что князь Гечба жил в трехэтажном дворце, построенном из камня и дерева, с веранды которого Арсланбей Гечба выступал перед собравшимися депутациями. Дж. Белл выражал восхищение искусству ораторства, которым владел князь и другие здешние аристократы.
     Занятие садоводством жителей владения Геч. «Горцы этой местности, - пишет исследователь Кавказа Н. Дьячков-Тарасов, - занимались садоводством: лучшие породы деревьев выписывали даже из Анатолии. Гагринский кряж, особенно же окрестности его, были очень густо заселены горцами и превосходно культивированы. По словам князя Решида Геч, долины Цандрипша и Жеопсе были сплошным садом; цандрипшское вино отличалось крепостью и ароматом. Ущелья этих рек до сих пор сохранили следы пребывания трудолюбивого населения: повсюду группы грецкого ореха, различные фруктовые деревья».
     Коневодство. Князья Гячбовы были традиционными лошадниками. Их конезавод издревле славился среди горцев Западного Кавказа. Обладателем табунов гячской породы и продолжателем промысла был князь Решид, который для улучшения породы выписывал производителей из Кабарды. Родовое тавро, которым клеймили приморские Гячбовы своих коней, представляло собой кружок с четырьмя крючковидными отростками наружу по осям симметрии.
     Политическая ориентация князя Р. Гячба. Во время Кавказской войны Решид Гячба играл заметную роль в сложной политической жизни края. Как многие прибрежные владетели, чьи поместья были доступны с моря русским военным кораблям, он придерживался умеренной русской ориентации, что совпадало с официальным курсом владетеля Абхазии. Наиболее влиятельные предводители садзов и даже убыхов к концу войны состояли на службе, пусть и символической, у русского царя, имели чины и получали жалованье. Так, известно, что Асланбей и Мисоуст Гячба были прапорщиками.
     Авторитет и роль Решида Гячба. Решид Гячба был среди предводителей и старшин горских племен шапсугов, убыхов, абхазов-джигетов и ахчипсоуцев, ожидавших в Сочи приезда брата русского императора, наместника Кавказа. Среди представителей покорившихся к концу марта общин были Заурбек Дагомуков и Эльбуз Бабуков. Великий князь принял их поочередно. Просьба депутатов заключалась в том, чтобы «дать им возможность переселиться в Турцию, как страну ближе им известную, нежели те земли, которые предназначены для водворения их на Кубани». Им был дан срок в один месяц, а по истечении этого срока было обещано поступить с ними «как с военнопленными, для чего и будут к тому времени присланы еще новые войска».
     Судьба Решида Гячба. И все же князю Решиду не удалось избежать горестной судьбы. Депортация смыла с лица земли благодатный Гячрыпш. Его владетель вместе с 400 подвластными ему людьми оставил родовое поместье, спасаясь в пределах Турции, отбыв туда «на двух зафрахтованных на свой счет кочермах» в 1864 году. Некий Христофоров купил за бесценок большой участок земли из бывшего поместья Решида Гячба на реке Псоу. Таким образом, на месте аула, где в 70-х годах еще были видны остатки «дворца» Решида Гячба, последнего «гячского князя», возникло село Веселое. В 1873 году вместе с жителем области Псху Бегучем Куджбой вернулся в Абхазию Баталбей Гячба. Их приезду, кажется, содействовал князь Решид, ибо именно в том году, по сообщению М. Владыкина, хозяину Гячрипша было дано разрешение вернуться на родину. Князю дозволялось взамен заселенных колонистами владений выбрать 70 десятин земли. Решид Гячба временно поселился в селении Гагрыпш и приискивал себе землю. В его родном селе в предместье Адлера, куда он пришел «поклониться могилам своих предков и увидеть свою бывшую родину», к этому времени уже проживало 297 новых поселенцев.

3

    Решид Геч, ставшией пашой. Во время русско-турецкой войны (7 августа 1877 года) Решид Гячба был доставлен к турецкому командующему Шевкету-паше. Вскоре возведенный в паши князь Решид высадился в Гудауте с несколькими сотнями регулярного турецкого войска и артиллерией. Поскольку шансы Турции выиграть войну с Россией были почти исчерпаны, турки надеялись при удобном случае вооружить депортированных горцев и вновь направить их против России за освобождение собственных земель. Но это не увенчалось успехом, и князь Решид вынужден был уехать в Турцию, однако просил передать наместнику Кавказа о своем намерении вернуться назад.
     Решид Геч в Турции. Решид Гечба жил в Турции в вилайете Измит в селе Кузулук. Когда он и его родственники решили возвратиться в Абхазию, то местные власти предложили им отдать в качестве компенсации турецкому правительству дом, 30 гектаров земли, 500 мешков кукурузы, 50 голов скота. Князь Гечба и позже появлялся в Абхазии. По крайней мере К. Мачавариани в своей книге, вышедшей в 1913 году, пишет: «Последнего гечрипшского жителя, всеми уважаемого князя Решида Гечь приходилось не раз видеть нам в Сухуме».
     Внук Решида Гечба. Абхазский географ и историк С. Басариа, посетивший соотечественников в Турции в 1913 году, встретился с внуком Решида Гечба, который в честь прославленного деда был наречен тем же именем - Решид. Ученый отметил, что внук знаменитого князя оказался весьма просвещенным человеком.
     Адыгский просветитель абхазского происхождения. Выходцем из рода абхазо-абазинских князей Геч (Кеч) был просветитель и писатель середины XIX века Каламбий (1837 - 1872). Настоящее имя его - Адиль-Гирей Кешев. Он родился в родовом ауле Кеч, в семье князя Кучука Кечева. Закончив с золотой медалью Ставропольскую гимназию, Адиль-Гирей в 1860 году был зачислен в Петербургский университет на восточный факультет. Затем Каламбий работал в Ставрополе в губернской канцелярии, а позднее переехал во Владикавказ, где в 1868 году под его редакцией вышел первый номер газеты «Терские ведомости». Как писатель Адиль-Гирей Кешев известен рассказами из жизни кавказских горцев - «Записки черкеса», «На холме», «Абреки». Эти произведения Каламбия были опубликованы в 1860-х годах в популярных петербургских изданиях «Библиотека для чтения» и «Русский вестник».
     Святилище рода Геч (Кеч). В центральной Абхазии в селе Джгярда Очамчырского района есть древний храм с названием Кеч-ныха (Кечское святилище). В селе сохранилось предание о том, что местность, в которой расположен храм, была населена носителями фамилии Кеч. Храм построен также Кечевыми в давние времена. Строителям никак не удавалось возвести стены, которые на определенной высоте обрушивались. Тогда старейшины Кечевых якобы предложили принести в жертву двух девочек, которых замуровали в стены. После этого строительство удалось. Храм Кеч стоит на берегу Кодора на самом гребне горы Кеч, являющейся отрогом хребта Панаю. Отсюда открывается красивый вид на море и прибрежную долину. На север просматривается Цебельда. Мимо Кечского храма идет важнейший путь к Клухорскому перевалу на северный склон Кавказа, к Домбаю и Теберде. Этим путем и ушли, должно быть, джгярдинские Кечевы. Предание говорит, будто Кечевых покинула святыня, после чего усох родник этого рода. Может, одновременно с ними покинули эти предгорья и Клычевы? Ведь имя этого княжеского рода носят правый исток Кодора, перевал на пути к Клухору, а также древняя крепость, занимающая господствующее положение на местности. Обе эти кодорские фамилии - Клыч и Кеч - на Северном Кавказе оказываются в знаменательном соседстве и взаимосвязи.
     История, связанная со святилищем Кеч-ныха. С храмом Кеч-ныха в селе Джгярда связана одна история, которая наверняка повлияла на исход здешних Кечевых. А именно... Во второй половине XVII века житель Мегрелии по фамилии Какачия украл святыню в одном из храмов Абхазии. Вор был пойман в своем отечестве с поличным, но уже по другому делу: он обокрал в селе Обудже невестку местных дворян Шенгелая. Разоблаченному вору, за неимением денег, пришлось откупиться хранившейся у него дома абхазской святыней. Об этой тяжбе в 1680 году был составлен судебный документ. В разбирательстве принимали участие владетельный князь Абхазии (Сорех или Зегнак)  Чачба-Шервашидзе  и владетель Мегрелии Кациа Чиковани. Тяжба носила, можно сказать, международный характер, о чем говорит высокое представительство сторон. Святыня все-таки осталась в Мегрелии. Кечевы лишились своей фамильной реликвии, лишились ее покровительства и наверняка были недовольны не только исходом дела, но и действиями своего владетеля, не сумевшего отстоять их очевидную правоту. Впоследствии фамильная реликвия Кечевых была установлена в мегрельской церкви, и ей стало поклоняться здешнее население. Судебный документ до недавнего времени хранился в доме известного грузинского писателя Лео Киачели, потомка дворян Шенгелая, отсудивших в свою пользу церковную реликвию. Имя святыни было столь обожаемо, что писатель взял ее своим псевдонимом. Так Лео Шенгелая стал Лео Киачели (Кечский). Возмущенные джгярдинские Кечевы и жители окрестных селений Абжуйской Абхазии, находившиеся под покровительством церкви Кеч-ныха, естественно, должны были предпринять какие-либо ответные действия. Конфликт князей Кечевых и подвластного им населения с владетелем Абхазии был неминуем. Последствия такого конфликта могли повлечь за собой миграцию Кечевых на Северный Кавказ. Если это произошло около 1680 года, то князь Ахмад-бек Кечев, умерший в 1750 году на Северном Кавказе, принадлежал к первому поколению переселившихся и уже ставших мусульманами джгярдинских князей. Мавзолей князя с арабской надписью, поставлен в устье Теберды, при слиянии ее с Кубанью.

4

     Князья Геч (Кеч) на Северном Кавказе. Первоначально Кечевы обосновались напротив современного города Карачаевска. Согласно другому документу тех лет, уже в 1753 году они были переселены в верховья Малого и Большого Зеленчуков. Таким образом, приведенные данные позволяют предположить, что ядро абазинских Кечевых составили выселенцы из Джгярды. Не исключено, что позже к ним могли присоединиться отдельные однофамильцы из других областей исторической Абхазии. Подтверждением миграции Кечевых из центральной Абхазии на Северный Кавказ является еще и то, что северные абхазы (абазины наших дней) до второй половины XVII века назывались «пятиродными абазами», поскольку состояли из пяти княжеских родов. И именно с появлением на северных склонах абхазских князей Кеч из южной (приморской) Абхазии тапантинцев стали именовать «шестиродными абазами».
     Ещё раз о святыне Кечевых. Роковая святыня Кечевых помещалась в серебряном ларце, который открывался при помощи двух створок. На крышке ларца имелись изображения двенадцати апостолов. Это была церковная дарохранительница (35x35 сантиметров) с изображениями - на одной стороне архангела Рафаила, на другой - Серафима с голубями на крыльях. Она была из позолоченного серебра. Академик М. Броссе и профессор Е. Такаишвили высоко отзывались о художественной ценности этого произведения христианского искусства ХII-ХIV веков. Возможно, святыня была завезена в Абхазию генуэзскими колонистами, католическими миссионерами, и могла не одно столетие быть главной церковной реликвией в предгорной части центральной Абхазии. Известно, что в генуэзский период в Кечском храме во имя архангела Михаила размещалось аббатство, т. е. он был католическим в первой половине XVII века, как о том свидетельствует миссионер Арканджело Ламберти. Память о святыне оказалась неистребимой. «Клянусь Кеч-ныхой!» - можно услышать и сейчас от жителей этих мест Абхазии.
     Судьба адлеро-гагрских Гечбовых. Что же касается дальнейшей судьбы адлеро-гагрских Гечбовых, то их потомки жили до недавнего времени в Батумской области вместе с другими покинувшими свою отчизну соседями: князьями Ардба (Ареда), бывшими владетелями Адлера; Цанба - владетелями западной части гагрского района; Кудба - владетелями Кудепсты в предместье Сочи. Носители этой знатной фамилии представлены также в абхазской диаспоре в Турции. Среди них известна ныне живущая княгиня Джамиля Гечба. Гечбовы имеются в черкесской эмигрантской среде Иордании и Сирии. Черкесские беженцы, расселенные по берегам Дуная во второй половине XIX века, образовали свои колонии и селения. Так, недалеко от болгарского города Шумен существовало село Гечилер, основанное князьями Гечба и их поданными.
     Грузинские князья Качибадзе от Гечба. Академик С. Джанашиа в своей статье о генеалогии фамилии Бараташвили устанавливает происхождение грузинских князей Качибадзе и мингрельских Качибая от абхазского рода Гечба (Кечба). То есть, по мнению ученого, представители фамилии Качибадзе, давшие начало фамилии Бараташвили, происходили из Абхазии и первоначально их род назывался Киач (Кеч).
     Яхья Гечба. Летом 1991 года сирийский филолог, абхаз по национальности, Фадиль Арютаа (Джаткяр) познакомил меня (со слов Дениса Чачхалиа) с гражданином Иордании Яхьей Гечба. Последний на удивление хорошо говорил по-русски. Оказывается, Яхья четыре последних года жил в Кабарде. Сын его учится, кажется, в Махачкале. На вопрос, почему он до сих пор не приезжал в Сухум, Яхья ответил, что причиной тому незнание абхазского языка, чего он очень стыдится. Яхья Гечба сказал, что мать его Шамсинур также абхазка. Фамилия ее Чичба. Затем по моей просьбе он нарисовал фамильную тамгу князей Гечба.
     Гечба в Иордании. В Иордании в абхазо-адыгской диаспоре также представлены Гечбовы, особенно среди жителей Аммана. Здесь мы (со слов Дениса Чачхалиа) встретили Баху Сейфеддина Гечба (1925 г. р.), который является едва ли не единственным говорящем на абхазском языке иорданцем. Говорит немного на абхазском и русском и Гечба Таджиддин Рамиз (1971 г.р.), но эти познания он привез из Абхазии. Этот молодой человек во время грузино-абхазской войны в 1992-93 гг. был среди тех иорданцев, которые защищали свое далекое кавказское отечество с оружием в руках. Общался с нами на русском языке Абаза (Гечба) Мухаммед-Гасан Изеддин (1957 г.р.). Он учился в Одессе, где получил высшее образование в Политехническом институте на факультете радиотехники в 1982 году. Он женат и у него четверо детей. А у его родственника Гечба Ауни Сейфеддина (1962 г. р.) две дочери. В Дамаске мне не довелось встретиться ни с кем из Гечба, хотя как стало известно затем, здесь проживают Гечбовы – Рамиз, Усама, Амер, а Гечба Вахид является директором крупного пивоваренного завода в Дамаске. В холле гостиницы мы общались с довольно энергичным (для 80 лет) абхазом Чичба Мухаммед-Щерифом Яхья-ипа. Официально он носит фамилию Абаза. Родом из Ащхаруа, т. е. из горных абхазов. До арабо-израильской войны он жил в С. Хищниа. У него 3 сына и три замужние дочери. Мать из княжеского рода Гечба - Джамиля. А жена из рода Джутраа.
     Гечбовы в Аджарии. Некоторая часть Гечбовых осела в Батуме во время депортации в середине 19 столетия. Из них Гечба Смел оставил многочисленное потомство, которое и сегодня живет и работает в Батуме. У Шерифа Гечба, уроженца села Ангиса, было семеро детей, три мальчика и четыре девочки. Один из них – Хасан стал известным человеком в крае. Во время Великой Отечественной войны он воевал на Дальнем Востоке, участвовал в военных действиях против японской агрессии, а затем прошел войну на различных ее фронтах уже в Европе. Его воинская доблесть была отмечена медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и благодарностью Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.
     Кичба от Гечба. В Абхазии проживает несколько семей Кичба - выходцев из села Звандрыпш Гудаутского района. Они сохранили память о своей связи с родом Гечба. Судя по созвучности фамилий, территориальной близости Звандрыпша с историческим поместьем Геч, а также по родству с аристократическими фамилиями, можно предположить, что род Кичба восходит к Гечба.
     Источник: abaza-duney.ru


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Гечба (Гячба)