Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Имя

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

     Что отражают имена и фамилии. «Личные имена и фамилии ярко отражают жизнь народа, развитие хозяйственной жизни, его культурные связи с соседними странами и народами, его верования, эстетику и мораль, его представления. Они являются чрезвычайно ценным источником при изучении языка, а также истории социальной организации прошлого того или иного общества. Анализ собственных имен может служить источником для исторического синтеза – прозвище проливает свет и на мифологию, и на историю общественного строя». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 10).
     Черта собственных имен. Консервативность – одна из специфических черт собственных имен. Собственные имена часто сохраняют более древний фонетический облик в сравнении с современным разговорным языком того или иного народа. В этом плане наибольший интерес представляют имена, засвидетельствованные древними эпиграфическими памятниками.
     Значение собственного имени. Собственное имя – это своего рода двойник человека. Оно с рождения неразрывно связано с ним. Имена выполняли целый ряд функций. Они не только отличали людей друг от друга, но и служили в качестве их магического оберега.
     Развитие системы имени. Система имен, как ни странно, развивалась не от простого к сложному, а скорее – наоборот. В эпоху первобытнообщинного строя существовала более сложная система имен, чем современная. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 13).
     Необычайная изменчивость личных имен. «За последнее время повсюду наблюдается необычайная изменчивость личных имен. У киргизов, например, появилось имя Гагарин, а у потомков, кто носит это имя, и фамилия будет Гагарин, ибо фамильное имя у этого народа дается по имени отца. То же самое у них с именем Чапай, положившим начало и соответствующей фамилии (Чапаев). У всех народов бывшего СССР большое распространение получили русские имена, частично вытеснив национальные, но при этом не обошлось и без курьезов: появились имена «Колхоз», «Трактор», «Большевик», «Космос», «Вымпел», «Ракета», «Четезе» (от Челябинского тракторного завода) и т.п.». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 15).

2

     История антропонимики – история народа. «Даже беглый обзор показывает наличие в ней (в абхазской антропонимике – Д.Д.) нескольких групп имен, различающихся между собой по времени своего происхождения, по своей этнической принадлежности и другие. С одной стороны налицо местное происхождение практически необозримой массы оригинальных личных имен мужчин (далее автор вместе с абхазскими именами упоминает и имена неабхазского происхождения, такие, как например, Астамыр, Гедлач, Куабзач, Дахуас и др. – Д.Д.)». «С другой стороны, в составе абхазской антропонимии, как и во всякой другой, мы находим большое количество заимствованных имен разного происхождения, что объяснимо культурными и политическими связями Абхазии с внешним миром». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 16). 
     Ошибка Ш.Д. Инал-ипа о «Грузинской монархии с XI века». «Примерно с XI века, после образования феодальной Грузинской монархии, в условиях расширения влияния грузинской культуры, в Абхазию начинают проникать грузинские имена и имена из других этнических сред, но оформленные по правилам картвельских языков (здесь автор приводит примеры Отаго – Дотагод, Дардан – Дардын, Мария – Ламара, Фамарь – Тамара)». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 16). 
     Распространение мусульманских имен среди абхазов. Первые мусульманские имена среди абхазов фиксируются с середины XV века. Это такие имена, как Рабиа, Мехмед, Насух и Карабей (абхазская форма Карбей). Более всего мусульманские имена распространялись в среде связанного с турками абхазского княжеско-дворянского сословия. Н.Я. Марр не без основания отмечал, что у абхазов «мусульманских имен больше, чем христианских». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 17).
     Первый исследователь абхазской антропонимики. Первым исследователем абхазской антропонимики стал академик Н.Я. Марр. В своей работе «Из лингвистической поездки в Абхазию», опубликованной в 1913 году, он рассмотрел ряд старинных мужских имен с формантами «ху» и «хуа». Это такие имена, как Абдаху, Абзаху, Азаху, Джансыху, Кярантыху, Маху, Рамщыху, Хабаху, Ханаху и другие. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 18).   
     Исследователь А.М. Дирр. Абхазские имена и фамилии были рассмотрены в работе немецкого ученого А.М. Дирра, опубликовавшего в 1915 году свою статью «Материалы к изучению языка и быта абхазцев» (СМОМПК, выпуск 44, отд.4, Тифлис). Среди имен, отраженных им в данной работе мы можем назвать мужские имена – Дадащ, Сад, Хаид; женские – Асима, Аща, Харида и другие. Из фамилий А.М. Дирр указал на Адвымба и Аыдба (здесь автор мог иметь в виду фамилию Абыдба, Арыдба или Ацыдба). (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 19).

3

     Н.С. Патей-ипа как исследователь абхазских имен и фамилий. Сбором и изучением абхазских фамилий и имен занимался и Н.С. Патей-ипа. Его «Указатель абхазских фамилий и имен», переписанный Н.Я. Марром, хранится в архиве Академии наук в Петербурге (ф. 800, оп. 1, № 2786). (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 19).
     Абхазские имена, оформленные формантом «ц». «О значении элемента «ц» можно спорить, но сам факт его принадлежности абхазскому языку сомнению, по-видимому, не подлежит. Не означает ли этот элемент единицу – одного человека из такого-то рода?». Примеры: Жьац, КIуадац, Мац, ЧIгъыц. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 21).
     Старинные имена с формантом «оу», «соу». «Привлекает внимание группа имен явно древнего происхождения с формантом –оу, -соу, например, такие как Ешсоу, Ерыстоу, Кьасоу, Нарчоу и фольклорные Нарджьхьоу, Хноу, Мардсоу и прочие». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 21).
     Совпадения некоторых мужских и женских абхазских имен. Примеры: Алмасхан, Гугу, Дзыкур, Мина, Цакуа, Щащкуа и другие. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 23). 
     Совпадение имени и фамилии у абхазов. Совпадение имени и фамилии в абхазской среде происходит очень редко. Тем не менее, такие случаи известны. Это, к примеру, Хатхуа, Дзапщ, Щынкуап. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 23).
     Люди с несколькими именами. «Еще недавно для абхазов было характерно давать человеку несколько имен, например, известный абхазский ученый Иван Аджинджал, помимо имени Иван, носил еще имена Герасма и Тышв, а житель с. Гуп Джьапариа носил имена Щакыра, ЛамщацIв, Джьыджьо, МаркIуаз. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 23).
     Имя для невесты. «Вместе с тем сохранялся и древний обычай, согласно которому женщину в доме мужа наделяли новым именем, а старое употреблялось только в среде ее родственников, бывших соседей и друзей». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 23).

4

     Понятие «имя» в абхазском языке. Понятие «имя» в абхазском языке выражается исконным словом «ахидз». (23). Оно отражает собой представление абхазов о славе и доблести, авторитете и таланте. Противоположностью данного понятия является слово «ахимдзг». Для усиления положительного значения понятия «ахидз» к нему нередко прибавляют слово «апша», что в переводе с абхазского языка означает «ветер». (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 23-24).
     Княжеско-дворянские имена абхазов. Адамыр, Алма, Алмахсит, Ардашил, Астамыр, Базрыкуа, Бата, Батал, Дадащ, Дарыкуа, Ерыстоу, Ешсоу, Кудж, Мсауст, Мырзакан, Нарчоу, Нахарбей, Нырбей, Сад, Сасрыкуа, Татащ, Тамщыгу, Тлапс, Хабыгу, Хаид, Хирипс, Щмаф. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 27).
     Крестьянские имена абхазов. Абга, Аджир (Джир), Базала, Гыч, Гедлач, Едгяц, Камщыщ, Куадац, Куча, Куабзач, Куаблыху, Кыжв, Маху, Патыху, Саку, Тхасоу, Хатажвыкуа, Хакуцв, Ханашв, Хынтрыгу, Чиф, Шач, Шваныуа, Шварах, Щханыкуа, Щаку. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 27).
     Об этимологии абхазских имен. Абга (шакал). Абраг (абрек, разбойник). Ахра (скалистая вершина, утес). Бзоу (хороший, добрый, живой). Гуатей (неспокойный). Джир (сталь). Дадын (громовой). Жабаги (заяц-самец). Куаблыху (котельщик?). Куадац (мягкий, слабовольный или, наоборот, крепкий). Кубрыц (комарик). Кудж (волк). Кумпыл (круглый). Лагу (собачье сердце). Лажв (старая собака). Лаша (светлый). Мышв (медведь). Мшвагу (о человеке с бесстрашным сердцем). Нага (о достойном и уважаемом человеке). Сампал (курок). Татащ (превосходный). Хакуцв (остроголовый). Хапщ (рыжеголовый). Шварах (дичь). Щханыкуа (альпинист, горный ходок). Женские имена – Амра (солнце). Гунаала (покладистая, сердечная). Замана (хорошая, превосходная). Качич (сорт винограда). Куараса (горлица). Мрамза (солнце-луна). Наала (покладистая, лада). Сабина (малышка). Хибла (златоокая). Хьфаф (золотом питающаяся). (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 28-31).
     Абхазские имена этнического происхождения. Шваныуа (сван). Карач (карачаевец). Едги, Едыгя (адыг). Лаз (лаз). Чачан (чеченец). Наюей (ногаец). Швамахь (армянин). Урыс (русский). Мард (древнеиранское племя мардов). Шармат (древнеосетинское племя сарматов). Езыгу (от названия сарматского племени языгов). Уазамат (от названия сарматского или меотского племени язаматов) и другие. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 33).
     Бранып – жена Ампара, редкий персонаж, выступает как сестра матери Нартов Сатаней-Гуаши. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 34).
     Гунда Прекрасная (Гунда Пшдза) – единственная, лучезарная сестра 99-ти братьев-богатырей Нартов, по некоторым данным приходилась сестрой и Богу. Жила в хрустальной башне. Братья кормили ее костным мозгом животных. Она – невеста Хуажварпыса, была похищена Нарджхьоу, но оба героя погибли в поединке из-за нее, а она сама превратилась в камень. По другому варианту она обратилась в пену и испарилась. Могла принять образ необыкновенно красивой белой лошади. Возможно, именно поэтому, иногда называлась могучепятой. В сражениях применяла боевую палку из кизилового дерева. Обладала огромной физической силой. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 34).
     Образ Гынды. Эпизодический образ, присутствующий в репертуаре отдельных народных певцов (Кастей Арстаа из села Отхара). Простая труженица, слабоумная и невзрачная, полная противоположность своей знаменитой сестре Гунде. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Ериуара. Мать нарта Кятуана, а иногда и Гунды. В одном из вариантов это имя Сатаней-Гуаши. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Зылха. Представительница карликового племени ацанов, могучая ткачиха, гордая жена Сасрыквы, которая ушла от него, когда тот презрительно отозвался о ее роде. Обладала силой всех ацанов, вместе взятых. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Куадаш-пха. Неопределенный образ некой небесной девы без личного имени. Известно только то, что происходила она из рода Куадаш. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Мария и Марыка. Две эпизодические сестры Нартов, вооруженные кизиловыми палками. Они 7 лет выдерживали оборону какого-то неопределенного объекта. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Рарира. Редко встречающееся имя героини, жены героя Римцы (по другому варианту – мать Айергов или Ажвейпшаа – покровителей охоты, лесов и дичи), научившая людей культуре разведения овец. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Гуащахан. Вечно молодая, «солнцеликая», «божественная», почти во всех вариантах «безмужняя» родоначальница племени Нартов. Превосходила силой любого нарта. Великая труженица – ткачиха и рукодельница. Была наделена даром предвидения. Также была связана с атмосферными явлениями. В качестве ее избранника называют чаще всего Нарджхьоу, но иногда упоминают и других героев нартского эпоса. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 35).
     Ханиа. Дочь Римцы, сестра Айергов, свободолюбивая и неустрашимая соратница Гунды Прекрасной. Воевала, как и Гунда, в кольчуге. Впервые ввела в употребление боевую палку из кизилового дерева. (Инал-ипа Ш.Д., Антропонимия абхазов, Майкоп, 2002, с. 36).