Запретный день в среде фамилии Лейба. Каждая среда является для всех представителей фамилии Лейба запретным днем, а в двух линиях фамилии Лейба, представленных на сегодня семьями Гыда и Биджа, согласно сообщению А.Л. Лукина, издавна соблюдается еще один в году добавочный запретный день, связанный с родовым празднеством. День этот приходится на ближайший после фамильного моления вторник.
Праздник Лейаарныха. Фамильное моление Лейбовых в честь их родового святилища Лейаарныха, согласно сообщению А.Л. Лукина, происходит ежегодно в 8-ю среду после православной пасхи. Подготовка к празднеству начинается во дворе одного из Лейбовых, избранного совещанием старших представителей рода. Здесь за месяц до начала праздника начинается устройство особого нового очага. Глину для очага, приблизительно полведра глины, старшие представители каждой семьи Лейбовых берут в священном лесу. После окончания строительства очага для женщин «месящих хлеб», а также для всех Лейбовых ставится угощение. В среду с раннего утра люди с дарами и в праздничном настроении направляются во двор с очагом. Здесь организовываются джигитовки и танцы. Далее в священную рощу Лейбовых ведут жертвенных животных – два крупных белых козла не ниже четырехлетнего возраста. Жрец рода выводит вперед одного из животных и, держа его правой рукой за рог, обращаясь на восток, произносит молитву, после чего, управляя рогами, он трижды заставляет козла обернуться вокруг себя. Затем группа молящихся направляются к месту жертвоприношений. Сюда доставляется жертвенный хлеб, который на доске-подносе несут четверо почетных мужчин. Жрец протыкает снизу хлеб острой палочкой, одевает сверху кусок мяса, печень и сердце жертвенного животного. Ему подают особую кружку, наполненную вином, и он, стоя лицом на восток, начинает официальное моление, после чего начинается пир. (Лукин А.Л. Праздник рода Леаа - Лейбовых // Известия АБИЯЛИ, X, Тбилиси, 1981, с. 74-83).
Святилище рода Лейба. Среди языческих святилищ абхазских фамилий наиболее известны Аублаа рныха (святилище рода Аублаа на территории г. Сочи), Цаных (святилище рода Цанба между Мацестой и Сочи), Ахных (святилище рода Ахба вблизи Адлера), Чыгурных (святилище рода Чыгуба в 15 км северо-западнее г. Гагра), Эт-ных-Аг-ных (святилище рода Ампар в селе Калдахуара), Лейаа-рныха - святилище рода Лейба в селе Мгудзырхуа), Гумба-рныха (святилище рода Гумба в селе Куланырхуа), Хбы-иных (святилище рода Ахба в селе Ачандара), Зхуаа-рныха или Шьагуныха (святилище рода Зухба в селе Окум) и др.
Родовой культ. «У каждого рода были свои религиозные празднества, то есть свой особый культ или «свои доли божества» (ҳанцәахәы), покровительствовавшие только данному роду». (С. 549). «Родовые культы назывались или «святыней» такого-то рода (напр., Амҷаа рыцқьа), или «святилищем», или по характеру главного жертвоприношения, например, по форме культового «плоского» хлеба в роде Ашуба (Ашәаа рҟьаҟьа), или «молением», например в роде Лейба (Леиаа рныҳәа) и т.д.». (С. 549-550). «Известны пережиточные факты, когда два-три рода отправляли одинаковые моления или почитали одно и то же святилище (например, анухвинские крестьянские фамилии Трапш и Куруа). Это интересный факт для выяснения генеалогических отношений древних абхазских родов, ибо если несколько фамилий поклоняются одному божеству, то они, естественно должны были иметь и общее происхождение». (С. 550). «Своему общему покровителю роды регулярно приносили жертвы в определенное время и в определенных местах – у старшего представителя рода, в чистой роще или под деревом на горе». (С. 550-551). (Инал-ипа, 1965).
Лейба
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться131 марта, 2010г. 09:41
Поделиться231 марта, 2010г. 09:46
Лейаарныха. «В роде Лейба ежегодно весной (на седьмой среде после пасхи), с особым торжеством совершали обряд жертвоприношения в честь своей «аныхи», то есть «святыни» (Леиаа рныха) Это происходило в особой священной дубовой роще под названием «место моления». Этой аныхе специально служили пожизненно: знахарка, избранная, как верили, самой аныхой и говорившая по ее вдохновению, старик-жрец (аныхаҧааҩ), избиравшийся поселком, и шесть (в старину – десять) старух «месительниц теста» (ачакәаҳацәа). При этом в случае смерти кого-либо из этих служителей сейчас же избиралось новое лицо. Лейбовцы верили, что их аныха – особое существо, всегда присутствующее среди них, особенно в священной роще, охраняющее их самих и все их имущество и скот от всякой беды и несчастья. Больше того, население всей округи боялось оскорбить ее, вследствие чего у Лейба не пропадала скотина, а если и захватил кто-либо случайно что-нибудь из их имущества, то он возвращал это хозяину и, сверх того, уплачивая самой аныхе деньги в указанном знахаркой размере. (С. 553). Таким образом, у аныхи всегда имелись специальные денежные средства, а также принадлежавший ей виноградный сад в две десятины, доход от которого также всецело поступал в фонд аныхи. Сад обрабатывался всем поселком сообща в назначенный знахаркой день, а приготовленное вино или продавали, или выпивали в день моления. Все специальные средства аныхи хранились у жреца и расходовались им только на нужды аныхи с разрешения знахарки». (С. 554). (Инал-ипа, 1965).
Брак Келешбея Чачба на Лейба. Абхазы достаточно серьезно относились к соблюдению норм и принципов, запрещавших брак в том случае, если жених и невеста относились к разным сословиям. Нарушения подобного запрета в Абхазии встречалось крайне редко. Самым известным исключением из этих правил является женитьба владетеля Абхазии Келешбея Чачба на представительнице крестьянского рода Лейба во второй половине XVIII века.
О родстве Лейба и Адлейба. «В результате естественного размножения или путем сегментации нередко из рода выделялась часть его, и она становилась самостоятельной родственной группой в экономическом, общественном и идеологическом отношении. Примерами родов первичного и вторичного происхождения могут служить Лейба (в Гудаутском районе) и Ад-лейба (в Очамчирском районе). По-видимому, они ведут свое начало от одного корня, но в результате переселения и длительного самостоятельного исторического развития образовали два разобщенных различных рода. По преданию роды Куадзба, Ардзинба и Адзинба происходят «от одного корня» (еихылҵыз жәлақәоуп). Рассказывают также, что неразрывно связаны между собой древнейшие абхазские княжеские роды – Ачба и Чачба, дворянский род Маан с крестьянским Куджба и др.».
Упоминание о фамилии Лейба. «До массового выселения абхазов в Турцию наиболее многочисленными по обе стороны низовья реки Кодор и в селе Адзюбжа являлись фамилии: Джикирба, Допуа, Кациа (Кацаа), Маан. В настоящее время наиболее многочисленными являются фамилии Габуниа, Допуа, Дочиа, Жваниа, Камкиа, Карчава, Кациа и др. До махаджирства в этом районе проживали также эмигрировавшие в Турцию роды: Бадиаа, Зыхуаа (Зухба), Басныкаа (Баснык-ипа), Дбараа, Хуатышьаа, Гыцаа, Леиаа, Хециаа, Бгаа и переселившиеся позднее в другие районы Абхазии - Чамиаа, Папаа, Мкуабаа, Гогуаа, Ешаа, Арахамиаа и др. Еще ранее, согласно "Памятникам грузинского права", в местности Ашьашла (район Скурчи) проживала фамилия Шамба (дается в грузинской форме Шамбия): в документе названы Таваза Шамбия, Машутиа Шамбия, Куакуалиа Шамбия, а также Учакочи Чучурия. В Адзюбже по данным Ш. Д. Инал-ипа проживала ныне вымершая фамилия Швныхуаа».