Сайт edemkavkaza.ru о гениохах. Так в Древней Греции называли один из коренных народов Черноморского побережья Кавказа. В переводе с древнегреческого гениох – возница, возчик. По свидетельствам античных путешественников отличались особой воинственностью, однако это не мешало древним грекам основывать на их землях свои колонии вполне мирным путем.
Ошибочное отнесение гениохов к адыгам на сайте edemkavkaza.ru. «Коренной народ Северного Кавказа и части Черноморского побережья Кавказа. Известен со II-го тысячелетия до нашей эры. Самоназвание – адыгэ. Тюркское название – черкесы. В разные времена в языках других народов носили названия: гениохи, зихи, хатты, меоты и др. Адыги делятся на несколько субэтносов, говорящих на диалектах единого адыгского языка, относящегося к абхазо-адыгской группе западной иберийско-кавказской семьи». P.S. Хатты, упомянутые здесь, являются предками не только адыгов и не адыгов конкретно: они - предки и адыгов, и абхазов. Создатели данного сайта совсем безграмотны в вопросах истории и этнологии народов Кавказа, так как они позволили себе опубликовать на своём сайте следующее: «К адыгской группе также относят: абазин, садзов-джигетов, убыхов».
Гениохи
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться131 марта, 2010г. 21:26
Поделиться231 марта, 2010г. 21:30
АБХАЗИЯ В ЭПОХУ ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Первые греки появились на берегах Кавказского Причерноморья еще во II тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют археологические материалы, это же событие нашло отражение и в древнегреческой мифологии, в частности, в известном и популярном мифе об аргонавтах. В более позднее время данный миф весьма активно был использован греками в качестве идеологической основы колонизационного процесса и эффективного средства скорейшей адаптации греческого населения среди коренных племен Северо-Западного Кавказа.
В первой половине VI века до нашей эры на побережье Абхазии греками были основаны города Диоскуриады (ныне г. Сухум и с. Эшера) и Гюэнос (ныне г. Очамчыра). Переселяясь на Кавказ, греки искали не пустые и безлюдные места, а богатые и плодородные земли, населённые местными племенами. Пришельцы привнесли сюда быт, характерный для крупных населенных пунктов – городов (полисов). Появление греков способствовало ускорению роста производительных сил и процесса классообразования, проникновению в местную среду древнегреческой культуры, втягиванию местных жителей в торгово-экономические связи.
Ступив на абхазскую землю, греки застали здесь многочисленные племена, получившие известность в историографии под именем гениохов. Согласно Страбону, гениохи состояли из четырёх племенных объединений, управлявшихся своими царями. Среди гениохийских племён, населявших территорию нынешней Абхазии, в трудах античных авторов VI-I веков до нашей эры фигурируют кораксы и тиндариды, жившие в окрестностях Диоскуриады, фтирофаги, салтии и макропогоны, обитавшие в окрестностях Питиунта.
Гениохи считались самыми воинственными племенами среди жителей Кавказского Причерноморья. Они контролировали значительную акваторию Чёрного моря у её кавказских берегов. Пиратство и работорговля стали для гениохов постоянным и доходным промыслом. Отличаясь от иных кавказских племён необыкновенной подвижностью, гениохи совершали частые походы в сравнительно далёкие страны. В частности, они не раз нападали на богатое государство Урарту.
Поселения гениохов в те далёкие времена встречались и за пределами современной Абхазии, например, на территории нынешнего Сочи-Адлерского района: в устье рек Мамайки, Кудепсты, Мзымты, Псоу и в Большой Воронцовской пещере. Однако позднее гениохи были вытеснены оттуда племенами зихов на территорию Абхазии.
В конце II – первой половине I века до нашей эры города и племена Абхазии переживают расцвет, обусловленный размещением здесь опорного пункта Митридата VI Евпатора, правителя Понтийского царства, расположенного на южном берегу Чёрного моря. Ведя постоянные войны с Римом, Митридат стремился упрочить свое положение среди племен Северо-Западного Кавказа. Однако, поражения этого царя в войнах с Римом и окончательный провал его планов по формированию антиримского военного союза местных племён подвели Митридата к решению добровольно уйти из жизни. Не желая попасть в плен к римлянам, он заставил телохранителя убить себя. Эти события приводят к спаду в Абхазии городской жизни и запустению окружающей территории.
Поделиться315 апреля, 2010г. 21:15
Первые сведения о гениохах. Греческим источникам мы обязаны первыми сведениями о местном населении Абхазии в VI-I веках до н. э., получившим тогда известность под именем гениохов. В переводе с древнегреческого «гениох» означает «возница, возчик». Как и в ряде других случаев, в названии «гениохи» выступает скорее всего греческая этимологизация местного наименования, хотя часто названия народов, даваемые их соседями, не связаны с самоназваниями этих народов. Гениохи в греческой мифологии были тесно связаны с божественными братьями Диоскурами – Кастором и Поллуксом.
Упоминание Страбоном Гениохии. «Лаконцы (жители Спарты – прим. ред.) поселились в Гениохии; предводителями последних были Крекас и Амфистрат – возницы Диоскуров; по всей вероятности, гениохи получили свое имя от них», - писал крупнейший географ античности Страбон (около 64/63 г. до н. э. - около 23/24 г. н. э.) в своем труде «География». Миф об аргонавтах, среди которых были и Диоскуры, как идеологическая основа колонизационного процесса сыграл важную роль в скорейшей адаптации пришлого населения среди аборигенов. Последние представлялись родственными грекам, потомкам тех эллинов, которые пришли сюда с аргонавтами.
Плиний Секунд о гениохах. Античная традиция многократно подчеркивала множественность гениохийских племен. Плиний Секунд, например, упоминает «множество гениохийских … племен» и «племена гениохов, различающиеся многим названиями». Страбон писал о четырех царях у гениохов, то есть речь тогда шла, по крайней мере, о четырех племенных объединениях. По мнению историков, имя гениохов являлось собирательным для местных племен.
Страбон о пиратстве гениохов. Согласно Страбону, северо-западные группировки гениохов участвовали в черноморском пиратстве. Первоначально целью их морского разбоя был не столько захват пленных для работорговли, сколько удовлетворение насущных внутренних потребностей за счет грабежа. Однако затем постепенное приспособление пиратской практики к нуждам средиземноморского рабовладения привело к тому, что гениохийские пираты в середине III века до н. э. превратились в рабодобытчиков и работорговцев и завязали тесные связи с Боспором, где нашли и рынок для сбыта добычи, и корабельные стоянки. События I века до н. э. и римская экспансия в регионе прервали налаженные каналы работорговли и пиратство постепенно перестало быть определяющей чертой местного быта.