Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Абхазы (тезисы монографии 2007 г.)


Абхазы (тезисы монографии 2007 г.)

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

Монография «Абхазы»: её авторы и издатели
     Монография «Абхазы» - коллективное издание, отражающее важнейшие этапы этнической истории абхазов, начиная с древнейших процессов, приведших к формированию абхазского этноса, и кончая сложными изменениями, произошедшими в Абхазии рубежа XX и нынешнего столетий. Книга знакомит читателя с основными сведениями по абхазскому языку и антропологии абхазов, этнической и политической истории, хозяйству и материальной культуре, семье и семейному быту, общественному быту и религиозным представлениям, духовной культуре и народным знаниям, абхазской диаспоре и постсоветским изменениям в образе жизни и культуре абхазов.
     Авторами книги являются известные абхазские учёные - сотрудники Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Иосифовича Гулиа Академии наук Абхазии: Лили Хуршитовна Акаба, Георгий Александрович Амичба, Юрий Гудисович Аргун, Алексей Хутович Аргун, Теймураз Алиевич Ачугба, Олег Хухутович Бгажба, Валерий Левардович Бигуаа, Роман Саидович Дбар, Сима Андреевна Дбар, Сергей Ладович Зухба, Пётр Константинович Квициниа, Арвелод Эрастович Куправа, Станислав Зосимович Лакоба, Омар Владимирович Маан, Елена Михайловна Малиа, Сурам Саканиа, Шота Хичович Салакая, Георгий Вахайдович Смыр, Галина Григорьевна Тарджман-ипа (Копешавидзе), Антонина Махазовна Хашба, Инна Мушниевна Хашба, Мери Мушниевна Хашба, Роман Константинович Чанба, Вячеслав Андреевич Чирикба.
     Заключительная глава написана сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН А.Н. Ямсковым, Н.А. Дубовой, Н.И. Григулевич, Л.Т. Соловьёвой, которые в течение 2003-2006 годов вели полевые исследования в Абхазии. Рецензентами монографии являются доктор исторических наук Владислав Григорьевич Ардзинба и доктор исторических наук Л.Б. Заседателева, ответственными редакторами - Юрий Дмитриевич Анчабадзе и Юрий Гудисович Аргун. Ответственными редакторами серии «Народы и культуры», основанной в 1992 году, являются В.А. Тишков и С.В. Чешко.

2

Природно-экологические условия этнокультурного развития абхазов
     В условиях длительного взаимодействия этноса с окружающей средой формируются характерные черты сообщества, которые находят выражение во многих сторонах его материальной и духовной культуры, и наиболее чётко проявляются в способах ведения хозяйства. Исходя из этого, обзор природного комплекса Абхазии может представлять интерес для понимания некоторых аспектов этнокультурного процесса.
     Что представляет собою Абхазия. Абхазия - типично горная страна, расположенная в северо-западной части Южного Кавказа. По реке Псоу на северо-западе страны и по гребню Главного водораздельного хребта Большого Кавказа Абхазия граничит с субъектами Российской Федерации - Краснодарским краем и Карачаево-Черкесской Республикой. На востоке, по южным отрогам Кодорского хребта и нижнему течению реки Ингур Абхазия граничит с Грузией и её субэтническими провинциями - Сванетией и Мегрелией. На юге Абхазия омывается водами Чёрного моря.
     Территория Абхазии. Средняя протяжённость территории Абхазии с северо-запада на юго-восток - 170 км, с юга на север - 66 км. Общая площадь страны равна 8665 тысячам кв. км. Почти всю территорию Абхазии занимают высокие, сильно расчленённые горные цепи. Общее поднятие территории идёт в направлении с юго-запада на северо-восток. Горный хребет Большого Кавказа у истоков река Ауадхара на северо-западе Абхазии поднимается до высоты 2500 м над уровнем моря, а на востоке страны высота хребтов уже составляет 3500-4000 м. Наивысшей точкой является гора Домбай-Ульген (4048 м над у. м.). Большую часть территории северо-запада занимают два обширных известняковых массива - Гагрский хребет с вершиной Арбаика высотой в 2656 м и Бзыпский хребет с вершиной Напра высотой в 2684 м. Эти массивы сложены мощными толщами известняков, отличающимися активными карстовыми процессами. Здесь находятся глубочайшие карстовые пещеры нашей планеты - это пещера Крубера (Воронья), разведанная глубина которой составляет 2158 м, пещеры Сарма (1543 м), Понтюхина (1480 м) на Гагрском хребте и Снежная (1750 м) на Бзыпском хребте, а также грандиозная по объёму Ново-Афонская пещера (1,5 млн. куб. м.). Представленные описания характеризуют Абхазию как территорию, обладающую сравнительно высокой степенью географической изоляции.

3

     Климат Абхазии. Абхазия характеризуется исключительным разнообразием климатических условий. Она расположена на границе двух климатических поясов земного шара – субтропического и умеренного. По количеству прямой солнечной радиации в тёплое время года Абхазия приближается к японским субтропикам, а в холодное – к субтропикам средиземноморских стран Европы. Зима в Абхазии самая тёплая на всей территории Кавказа. Средняя температура января в районе г. Гагра составляет +7 градусов, а в окрестностях Нового Афона ещё выше - +7,1 градусов. Средняя температура января на ГКХ (Главном Кавказском Хребте) может достигать -20 градусов С. Среднегодовое количество осадков составляет в среднем – 1550 мм. Количество осадков на побережье увеличивается с севера на юг. Более выражено повышение осадков в связи с высотой. Средняя относительная влажность в Сухуме равна 72%. Число часов солнечного сияния в столице республики составляет 2238 часов в год. Максимум приходится на лето – 812 часов и минимум на зиму – 317 часов.
     Гидрография Абхазии. Гидрография Абхазии как фактор оказывал решающую роль на характер расселения абхазского этноса по территории страны. Современный характер расселения, сформировавшийся во второй половине XX века, связанный со строительством ирригационных сооружений, транспортных коммуникаций и населённых пунктов в приморской полосе, сильно отличается от более раннего расселения. В прошлые века значительная часть приморских низменностей не была доступна для освоения вследствие заболоченности обширных территорий, повышенной влажности воздуха и распространения малярии. Последнее обстоятельство, вероятно, привело к формированию на побережье сравнительно резистентных к этому заболеванию популяций абхазского населения, о чём могут свидетельствовать неудачные попытки колонизации края после Кавказской войны населением, не адаптированным к местным условиям. Обильная осадками территория Абхазии имеет весьма густую поверхностную гидрографическую сеть, которая представлена горными ледниками, реками, озёрами, болотами, источниками минеральных и термальных вод. Общая площадь 131 ледника горной Абхазии - около 77 кв. км, что составляет 4 % оледенения всего Большого Кавказа. В большинстве своём это небольшие ледники, немногим превышающие в длину 2 км. Они питают в основном систему двух рек Кодор и Бзып. Бзып – наиболее крупная река Абхазии. Она берёт начало на южном склоне Главного Кавказского хребта на высоте 2300 м и имеет протяжённость от истоков до устья - 112 км. Среднегодовой сток реки равен 96 куб. м/сек.  Вторая крупная река Абхазии – Кодор. Она образуется от слияния рек Сакян и Гуандра. Длина её составляет 105 км (вместе с Сакяном). Своё начало Кодор берёт на высоте 3200 м, питаясь от ледников и снежников ГКХ и Сакянского хребта. Суммарный годовой сток всех рек Абхазии составляет около 13 куб. км. и до настоящего времени представлен экологически чистой водой. В Абхазии свыше 150 источников с различной степенью минерализации воды. Среди них наиболее известными являются гидрокарбонатные источники в долине реки Ауадхара, сульфатные и хлористые Звандрипшские источники, серные источники в долине реки Басла и Ткуарчальские серные источники. Особое место занимают гигантские ключи - воклюзы, представляющие собой выходы карстовых гидрологических систем (например, исток реки Мчишта). Из обрыва Гагрского карниза вырывается воклюз, который даёт начало самой короткой реке Абхазии - Репруа, длина которой от истока до впадения в море составляет менее 20 м при ширине до 35 м. Красивейшим мощным воклюзом является Голубое озеро в долине реки Бзып. В Абхазии свыше 130 озёр. Крупнейшим и живописнейшим озером в Абхазии является Рица, расположенное на высоте 950 м над у.м. в долине реки Лашпсы, в окружении высоких скалистых хребтов Ацетук, Агапста и Рыхуа, а также грандиозным обрывом горы Пшегишха. Наибольшая длина озера – 2490 м, максимальная глубина – 116 м.

4

     Чёрное море. Общая протяжённость береговой линии Абхазии составляет около 240 км в восточной части Чёрного моря. На дне Чёрного моря отчётливо выделяются три зоны: континентальный шельф, простирающийся до глубин 200 м, континентальный склон, располагающийся между 200 и 2000 м, и дно котловины, занимающее глубины от 2000 до 2243 метров. Средняя прозрачность воды у Сухума составляет около 5 метра. Наибольшая прозрачность вод Чёрного моря у берегов Абхазии бывает во время осенних штилей и достигает 27 м. Фауна Чёрного моря в основном сходна с фауной Средиземного моря, но значительно беднее видами. Общее число видов животных в Чёрном море насчитывает свыше 1500 видов, что составляет около 25% от средиземноморской фауны. Здесь обитает около 160 видов рыб. Сравнительная бедность черноморской фауны обусловлено низкой солёностью и наличием сероводорода на его глубинах, а также значительным зимним охлаждением. Берега Абхазии богаты такими характерными видами черноморской ихтиофауны как белуга, колхидский подвид черноморско-азовского осётра, севрюга, черноморский лосось, анчоус, барабуля, ставрида, черноморская сельдь, камбала, акула катран, пять видов кефалей, три вида дельфинов, скаты и др. Значительная часть стада черноморского лосося формируется в реках Абхазии, благодаря их чистоте. Для Чёрного моря обычны три вида дельфинов - дельфин-белобочка, азовский дельфин и афалина.

5

     Флора Абхазии. Флора Абхазии включает свыше 2000 видов растений, из которых 149 видов представлены древесными и кустарниковыми формами, остальные – травянистыми. В Абхазии произрастает около 400 эндемиков Кавказа. Свыше 100 видов встречаются на планете только в Абхазии. Некоторые эндемики занимают на территории страны ареал, ограниченный несколькими сотнями или даже десятками квадратных метров. Это, например, такие виды, как колокольчик парадоксальный из ущелья реки Бзып, водосбор гегский и аннея, произрастающие на стенах Гегского водопада. В зоне низменной полосы, ограниченной высотой от 0 до 30 м над у. м. встречаются такие виды растений, как молочай кожистый, синеголовник приморский, павой круглолистный, панкраций морской, арундо, иглица понтийская, грабинник, ильм, хмелеграб, пицундская сосна, ладанник, псаролея, рододендрон, азалия, гибискус, рамфикарп. В низовых и предгорных лесах, расположенных на высоте от 30 до 650 м над у. м., произрастают такие виды растительности Абхазии, как дуб, каштан, граб, бук, клён, липа, тис ягодный, красное земляничное дерево, рододендрон понтийский, древовидный вереск, лавровишня, остролист, иглица и другие. В зоне лесов, простирающейся от высот 650 до 2200 м над у. м., встречаются: восточный бук, кавказская пихта, астра абхазская, лапчатка, диаскорея. А в зоне субальпийского криволесья, кустарников и высокотравья, на высотах от 2200 до 2400 м, в качестве основных видов флоры распространены бук с лавровишней, рододендрон кавказский, берёза и горный клён. Здесь же встречаются и другие виды растений, такие, как например, борщевик, дудник, цефалария, девясил, колокольчик, валериана. Ещё выше растут овсяница, кобрезия, горечавка, камнеломка, астрагал, фиалка, лютик, живокость и можжевельник.

6

     Фауна Абхазии. Основная часть эндемиков фауны Кавказа сосредоточена в альпийской зоне Абхазии. Именно здесь можно встретить кавказского тура и кавказскую снежную полевку, кавказского тетерева и улара. Через территорию Абхазии пролегает один из крупных миграционных путей птиц на Евроазиатском континенте. Здесь зарегистрировано 294 вида птиц, среди которых немало редких и исчезающих видов, таких, как например, орёл-беркут, ягнятник, чёрный гриф, сокол-сапсан, розовый пеликан, лебеди, большая белая цапля и др. В многочисленных пещерах Абхазии водится 21 вид летучих мышей. Особую часть пещерной фауны составляют эндемичные формы троглобионтов из числа беспозвоночных животных. Только в Новоафонской пещере обитают пещерная креветка троглокарис и пещерная жужелица жанейлюс. Из представителей герпетофауны и амфибий следует выделить эндемичных для Кавказа гадюк – кавказскую и Динника, а также эскулапова полоза, средиземноморскую черепаху и серую жабу. Хищники представлены бурым медведем, волком, шакалом, лисой, рысью, лесным котом, лесной и каменной куницами, барсуком, выдрой, кавказским подвидом европейской норки и лаской. Копытные представлены кавказским туром, европейским благородным оленем, косулей, серной. Весьма обычен для абхазских лесов дикий кабан. Из сравнительно разнообразной фауны насекомых следует упомянуть два реликтовых вида: крупного хищного жука - кавказскую жужелицу и брамею Ледерера. Современные особо охраняемые природные территории Абхазии представлены двумя заповедниками и одним национальным парком (Пицундо-Мюссерский государственный заповедник, Псху-Гумистинский государственный заповедник и Рицинский реликтовый национальный парк). Общая площадь всех охраняемых природных территорий составляет не менее 10% территории страны. Здесь следует обратить внимание на особенную сторону традиционной культуры абхазов - хорошо развитые природоохранные традиции.

7

Абхазский язык
     Общие сведения. Абхазский язык (аҧсуа бызшәа) вместе с абазинским языком составляют абхазскую подгруппу абхазо-адыгской группы северокавказской (правильнее - кавказской - Д.Д.) семьи языков. Другими языками этой группы являются адыгейский и кабардино-черкесский язык, а также недавно (в 1992 году) вымерший убыхский язык. Не исключено, что древним языком абхазо-адыгской группы являлся и вымерший хаттский язык, на котором говорило аборигенное население Малой Азии на рубеже III-II тыс. до н.э. Другой ветвью северокавказской (кавказской) семьи являются нахско-дагестанские языки (чеченский, ингушский, аварский, лезгинский, табасаранский, лакский и др.). По переписи 1989 года число абхазов в бывшем СССР составляло 105308 человек, из них 93,5% назвали абхазский язык родным. Значительное количество носителей абхазского языка живут за пределами Абхазии: в Аджарии (в основном в районе г. Батуми), в Турции (от 200 до 500 тысяч человек), в странах Ближнего Востока (Сирия, Иордания и др.). Небольшие колонии абхазов, представленные преимущественно выходцами из Турции и стран Ближнего Востока, имеются в Западной Европе (Германия, Голландия, Бельгия, Швейцария, Великобритания и др.) и в США. Абхазский язык - государственный язык Республики Абхазия. Большая часть абхазов двуязычна: 78,8 % абхазов свободно владеют русским в качестве второго языка. Часть южных абхазов владеет ещё и мегрельским языком. Абхазы, проживающие в Аджарии, помимо родного и русского языков, владеют грузинским, а старшее поколение также и турецким. Для абхазов, проживающих в Турции, типично абхазо-турецкое, а для живущих в арабских странах - абхазо-арабское двуязычие.

8

     История изучения абхазского языка. Первым в истории к изучению абхазского языка приступил немецкий ориенталист Г. Розен (1846). Подлинно научное и обстоятельное описание абхазского языка принадлежит выдающемуся российскому исследователю-кавказоведу, генералу П.К. Услару, создавшему первую грамматику абхазского языка (1862). Доступной европейскому читателю труд Услара стала благодаря немецкому учёному А. Шифнеру, опубликовавшему в 1863 году немецкое переложение этой работы. Изучением абхазского языка, помимо абхазских языковедов (П. Чарая, Д. Гулиа, А. Хашба, В. Кукба, Б. Джанашиа, Х. Бгажба, Б. Шинкуба, К. Шакрыл, М. Циколиа, Т. Халбад, В. Конджариа, Т. Шакрыл, В. Бганба) занимались или занимаются учёные многих стран мира: Н. Марр, А. Дирр, А. Генко, Н. Яковлев, А. Шагиров, А. Абдоков, И. Гецадзе, С. Старостин, В. Дыбо и М. Кумахов (в России), К. Ломтатидзе, Т. Гванцеладзе (в Грузии), Дж. Хьюитт и З. Хиба (в Великобритании), В. Люкассен, А. Спрайт (в Нидерландах), Г. Деетерс, К. Боуда (в Германии), Г. Шмидт (в Финляндии), Ж. Дюмезиль, Ж. Шарашидзе (во Франции), Л. Триго, Д. Кэтман и Б. Вокс (в США) и др. Основными центрами по изучению абхазского языка являются Абхазский институт гуманитарных исследований имени Д.И. Гулиа АН Абхазии и Абхазский государственный университет, где работают абхазоведы-лингвисты Валентина и Сария Амичба, Шота Арстаа, Нелли Аршба, Римма Гублиа, Борис Джонуа, Олег Дзидзариа, Владимир Касландзиа, Валерий Кварчиа, Эмма Килба, Леонид Саманба, Анатолий Хециа, Лили Чкадуа, Екатерина Шакрыл и другие учёные.

9

     Лингвистические сведения. Фонемный состав абхазского языка характеризуется исключительно сложной системой согласных (алфавит состоит из 64 букв, из которых 58 - согласные звуки). Абхазский язык принадлежит к числу агглютинативных языков. Слово в абхазском языке состоит из цепочки морфем, каждая из которых наделена одним значением. Благодаря этому в языке абхазов одним словом можно перевести смысл целого русского предложения, состоящего из 4, 5 и более слов. Лексический состав языка характеризуется преобладанием исконной лексики. Помимо исконной лексики он вобрал в себя немало заимствований из турецкого, мегрельского и грузинского языков. Большая часть этих заимствований вошла в активный слой лексики не ранее середины 19 века, о чём красноречиво свидетельствует наличие минимального количества т.н. картвелизмов в языке абхазов Турции и других зарубежных стран проживания абхазской диаспоры. Наибольшее число мегрелизмов имеет абжуйский диалект абхазского языка. Это объясняется и тем фактом, что в некоторых частях Очамчырского и особенно в Гальском районе Абхазии наблюдается абхазо-мегрельское двуязычие. Турецкие словарные заимствования начали проникать в абхазскую речь с 16 века, а их фонетическая адаптация происходила вплоть до начала 20 века. Среди старых заимствований выделяются пласты лексики адыгского и старо-осетинского (аланского) происхождения.

10

     Садзский диалект абхазского языка. До начала массового выселения абхазов в Турцию в 1864 году Абхазия делилась на три диалектные зоны – садзскую, бзыпскую и абжуйскую. Абхазские языковеды не исключают и наличие отдельного диалекта у этнотерриториальной группы ахчыпсоу. Ныне в Абхазии существуют два диалекта – бзыпский и абжуйский. Садзский диалект был распространён на западе исторической Абхазии, от р. Бзып до р. Хосты с вкраплениями и далее на северо-запад, к долине р. Сочипста (район совр. Сочи). В садзском диалекте выделяется два говора – халцыс и цвыджи. Носители первого говора населяли села Хамыш (Хоста), Арыд-кыта (совр. Адлер), Хышха, Цандрыпш, Гячрыпш, Багрыпш, Мкялрыпш, Гагра и другие. Носители говора цвыджи проживали на р. Кудепста, по р. Мацеста селилась садзская община чуа, а выше садзов – горные абхазские этнические группы ахчыпсоу или ахчыпсы (в верховьях р. Мдзымта), аибга (в верховьях р. Псоу) и чужгуча (на р. Цвижепсы, притоке Мдзымты). К ахчыпсоу были близки и обитатели высокогорного села Псху. Все эти группы в середине 19 века были выселены царской администрацией в Османскую империю, что привело к исчезновению с территории Абхазии как садзского диалекта, так и наречия ахчыпсоу.

11

     Бзыпский диалект. Вторая, бзыпская, диалектная зона простирается от г. Гагра до г. Сухум. Бзыпский диалект членится на три говора: лыхненский, калдахварский и аацынский. Различия между ними крайне незначительны и носят в основном фонетический характер. В Турции носители бзыпского диалекта составляют большую часть абхазской диаспоры.
     Абжуйский диалект. Абжуйская диалектная зона простирается на восток от г. Сухума – вплоть до г. Гал. Абжуйский диалект делится на три говора: атарский, чхуартальский и джгярдинский. Различия между этими говорами несущественны. В Турции носителей абжуйского диалекта немного, проживают они на севере страны, в основном близ г. Хендек.
     Общее и отличительное в абхазских диалектах. Абхазские диалекты очень близки между собой. Фонетически и морфологически наиболее отличным из них является садзский диалект, а фонетически наиболее архаичным – бзыпский. В истории абхазского языка могут быть выделены следующие исторические стадии: 1) общеабхазский период; 2) отделение тапантского диалекта от общеабхазского языка; 3) отделение диалекта ашхаруа от южно-абхазского; 4) разделение южно-абхазского на юго-восточные (бзыпский, абжуйский, ахчыпсы) и юго-западный (садзский) диалекты.

12

     А.Н. Генко о развитии абхазского литературного языка. Развитие литературного абхазского языка, согласно А.Н. Генко, насчитывает три этапа: 1856-1866 гг. – время создания «Абхазского букваря» И.А. Бартоломея и перевода «Краткой священной истории»; 1892-1921 гг. – выход первых книг Д.И. Гулиа, учебников А.М. Чочуа, абхазской газеты «Апсны», драмы С.Я. Чанба «Амхаджир»; с 1921 г. по современный период – публикации произведений Д.И. Гулиа, С.Я. Чанба, И.А. Когониа, Б.В. Шинкуба, И.Г. Папаскир, М.И. Хашба, Д.В. Дарсалиа и др.
     Письменность. «У нас, - пишут авторы монографии «Абхазы», - не имеется данных, которые бы указывали, что до середины XIX  в. абхазы обладали какой-либо письменной традицией на родном языке». В качестве косвенного намёка на теоретическую возможность существования некоторой грамотности на абхазском языке в древние времена может быть упоминание абасгов (абхазов) в «Жизни Константина» (IX в.) среди тех народов (армян, иберов, готов и др.), которые имеют алфавит и христианское богослужение на родном языке. Ссылка на абхазов как имеющих христианское богослужение на родном языке содержится и в книге баварского автора XV в. Иоханна Шильтбергера. Русское «Сказание о Вавилоне» (рубеж XIV-XV вв.) упоминает надписи, сделанные на трёх языках: греческом, абхазском (обезском) и русском. Первый абхазский букварь вышел в свет в 1865 году под наблюдением русского ориенталиста генерала И.А. Бартоломея на основе кириллицы. Второй абхазский букварь был издан в 1892 году педагогом Сухумской Горской школы К.Д. Мачавариани и его учеником, впоследствии народным поэтом Абхазии Д.И. Гулиа. Несколько позднее алфавит Мачавариани и Гулиа был усовершенствован педагогом и общественным деятелем А.М. Чочуа и использовался в абхазских школах в 1909-1926 годах. В 1919 году в Турции видным представителем абхазской творческой интеллигенции, крупным просветителем Мустафой Бутба была разработана абхазская азбука на основе латинской графики. В 1926 году академик Н.Я. Марр предложил свой собственный, т.н. «аналитический алфавит», основанный на латинских буквах, который, после горячих дебатов, был принят в Абхазии. Спустя два года, в 1928 году, он был заменён «унифицированным» латинским алфавитом, разработанным другим великим русским кавказоведом Н.Ф. Яковлевым. В 1938 году абхазский алфавит, в русле проводившейся в тот период в Абхазии политики грузинизации, был переведён на грузинскую графику. В 1945-1946 годах абхазские школы были ликвидированы. Языком обучения становится грузинский язык, неизвестный большинству абхазов. После смерти Сталина в 1953 году абхазские школы были вновь открыты и в 1954 году вернулись к алфавиту А.М. Чочуа, которым, с некоторыми модификациями, пользуются и поныне. Частичная реформа письменности 1996 года устранила один из главных недостатков алфавита А.М. Чочуа, унифицировав передачу огублённости посредством ә, вместо употребляемых ранее для этой цели двух различных знаков (ә, у). Развитие литературного абхазского языка, согласно А.Н. Генко, насчитывает три этапа: 1856-1866 гг. – время создания «Абхазского букваря» И.А. Бартоломея и перевода «Краткой священной истории»; 1892-1921 гг. – выход первых книг Д.И. Гулиа, учебников А.М. Чочуа, абхазской газеты «Апсны», драмы С.Я. Чанба «Амхаджир»; с 1921 г. по современный период – публикации произведений Д.И. Гулиа, С.Я. Чанба, И.А. Когониа, Б.В. Шинкуба, И.Г. Папаскир, М.И. Хашба, Д.В. Дарсалиа и многих др. В.Х. Конджариа придерживается иной периодизации литературного абхазского языка, выделяя два периода: до- и послереволюционный. Выдающуюся роль в становлении и развитии литературного языка сыграло творчество классика абхазской литературы Дмитрия Иосифовича Гулиа (1874-1960), заложившего основы многих жанров современной литературы.

13

Антропологическая характеристика
     Систематическое антропологическое изучение абхазов берёт свое начало с 1879 г., с выхода в трудах «Антропологической выставки» работы А.П. Богданова (1882), посвящённой изучению 23 абхазских черепов из могильника 19 века. С начала 20 века накопление материалов по абхазам и их антропологическое изучение прекращается вплоть до 1950-х годов. В середине 50-х годов грузинскими антропологами публикуются материалы, лёгшие затем в обоснование тезиса о существовании у западногрузинских групп и абхазов общего антропологического статуса. Антропологическое родство абхазов с западными грузинами декларировали А.Н. Натишвили, М.Г. Абдушелишвили и Г.К. Джанберидзе. Последний из них, Г.К. Джанберидзе, отстаивал концепцию, согласно которой этногенез абхазов представляет простой переход одной из западногрузинских групп на адыгскую речь. Однако последующими антропологическими и генетическими исследованиями, проведёнными советскими антропологами русского происхождения, эта точка зрения была серьёзно поколеблена. Сейчас представляется считать более верным включать абхазов вместе с адыгами в абхазо-адыгский тип балкано-кавказской малой расы, в которой они представляют локальный антропологический расовый вариант. Морфологическая характеристика обобщённого облика современного абхазского населения показывает, что это сравнительно крупноголовое население со средней обволошенностью тела, светлым цветом кожи, преобладанием смешанного цвета глаз, широко-волнистой формой волос, средним или слабым развитием надбровья и с бородой чуть выше среднего. Исследования выявляют довольно высокую степень антропологической однородности абхазов, проживающих в Абхазии. У абхазов массивный скелет. У них хороша развита мускулатура. Среди абхазов практически отсутствуют люди с плоской формой грудной клетки. Они характеризуются слабым развитием жирового компонента тела. Лиц с повышенным и обильным жироотложением не более 4%. А содержание жира по отношению к весу тела составляет у абхазов 15%. Для абхазских детей и подростков характерно замедление процессов роста и полового созревания, причём наиболее поздние сроки полового созревания характерны для подростков сельской группы, наименее связанных с городом.

14

Этнодемографическая характеристика и география расселения
     Большая Абхазия. В первой половине 19 века в пределах исторической Абхазии (от р. Ингур до р. Хоста) выделялись две части – Большая или Внутренняя Абхазия, Малая или Внешняя Абхазия. Большая Абхазия занимала пространство между р. Ингур и р. Бзып, на которой распространялась власть владетельных князей Абхазии Чачба-Шервашидзе. Здесь жили самурзаканцы (Самурзакан – историческое название современного Гальского района Абхазии), абжуйцы (жители Абжуйской Абхазии – территории, лежащей между реками Охурей и Кодор), гумцы (жители пространства между реками Кодор и Гумиста), бзыпцы (жители междуречья Гумисты и Бзыпа). За пределами прибрежной Абхазии Большой Абхазии выделялись слабо зависимые от владетельной власти горные территориальные общины цебельдинцев и дальцев, живших по среднему и верхнему течению р. Кодор. В верховьях р. Бзып жили псхувцы – жители с. Псху.
     Малая Абхазия. Малая Абхазия простиралась от р. Бзып до р. Хоста (Хамыш). Здесь обитала этнографическая группа абхазов – садзы, известные также под этнонимами джики или же джигеты. Садзы сами себя называли апсуа (абхаз), они говорили на садзском диалекте абхазского языка (асадзиҧсуа бызшәа). Они делились на множества мелких территориальных общин. В ущельях рек Жоэквара и Хашпсы располагалась многочисленная община Цан (Цандрыпш), руководимая князьями Цанба. Многочисленную общину Гяч (Гячрыпш), занимавшую территорию от р. Псоу до р. Мзымта, возглавляли князья Гячба. На Адлерском мысе (правильнее – Аредлерском) обитала крупная община Ард князей Ардба. Также известны и другие садзские общины: это община Цвиджа и община Хамыш. К садзам относились и абхазские общины горных регионов северо-западной Абхазии: ахчыпсы (обитатели верховий р. Мзымта), аибга (жители верховий р. Мзымта), чужгуча (проживали на р. Цвижепсе). Властителями здешних мест были князья из рода Маршан (Маршаниа).
     Численность населения Абхазии. Данные о численном составе населения Абхазии в начале 19 в. крайне противоречивы. По сведениям С. Броневского, абхазов в этот период насчитывалось свыше 300 тысяч человек. Чуть позднее барон Ф.Ф. Торнау зафиксировал почти 100 тысяч человек.
     Трагедия махаджирства. Важнейшим и трагичным событием в этнодемографической истории абхазов является махаджирство – массовое выселение абхазов с исторической родины, проходившее в несколько этапов. Первая волна махаджирства пришлась на 1810 год, когда сразу же после добровольного вхождения Абхазского княжества в состав Российской империи, родину покинуло 5 тысяч человек. Например, за период с 1858 по 1864 год из Абхазии выселилось около 20 тысяч человек. Убыль населения в какой-то степени компенсировалось реэмиграцией махаджиров. Возвратившись на родину, репатрианты-махаджиры стремились попасть на прежние места проживания. Но, как правило, они получали отказы. Бывшие изгнанники были вынуждены заселяться в худшие места, где приходилось начинать все с начала. Махаджирство резко изменило географию расселения абхазов. Были демографически опустошены современный Адлерский район г. Сочи. Без коренного абхазского населения остались и современные Гагрский, Сухумский и Гулрыпшский районы Абхазии. В этих регионах края полностью исчезли этнографические группы и территориальные общины садзов, псхувцев, гумцев, цабальцев, дальцев и др.

15

     Колонизация и убыль населения Абхазии. Последующий период этнодемографической истории Абхазии характеризуется заселением опустевших земель абхазов колонистами из разных губерний Российской империи и из-за рубежа. По официальным данным 1886 г. из 68,8 тысяч постоянного населения Абхазии собственно абхазы составляли 59 тысяч (т.е. 85,5%). Перепись 1897 г. показала отсутствие демографического роста абхазского населения, численность которого оказалась даже меньше, чем в 1886 г. (58,7 тысяч человек). Перепись 1926 г. зафиксировала дальнейшее падение численности абхазов (55,9 тысяч человек).
     Абхазы в XX веке. Крайне незначительный прирост абхазского населения отмечен переписью 1939 г. (56,2 тысяч человек). Убыль этнических абхазов, отразившаяся в проведённых переписях населения, во многом была связана с процессом грузинизации абхазского населения в Самурзакане (современный Гальский район Абхазии). В 1919 г. по воле грузинских меньшевиков, господствовавших тогда в Абхазии, около 30 тысяч абхазов Самурзакана было записано грузинами. На фронтах ВОВ воевало 55,5 тысяч граждан Абхазии. С полей сражения не вернулось 17,5 тысяч человек, из них 6 тысяч абхазов. С 1959 по 1970 год происходит увеличение численности абхазов на 16,1 тысяч человек. С 1980-х годов Абхазия вступила в полосу сокращения рождаемости. С 1979 по 1989 год численность абхазов возрастает на 10,2 тысяч человек. Ареалами преимущественного расселения абхазов продолжали оставаться три административные единицы – г. Сухум, Гудаутский и Очамчырский районы. При этом лишь в Гудаутском районе абхазы составляли более половины общего количества населения региона. По данным учёта населения 2003 года абхазы составляли 44,1%, армяне 21,0%, грузины – 19%, другие национальности – 15,9% от общей численности населения республики.
     Урбанизация абхазов. Другая особенность демографической ситуации в Абхазии – это быстрый и далеко зашедший со второй половины 1990-х годов процесс урбанизации абхазов. Активизировался отток жителей из горных и предгорных абхазских сёл в приморские селения и посёлки (например, из с. Арасадзых в с. Уарча, Дранда, пгт. Агудзера), где ранее абхазов было очень мало. При этом сельские абхазы, реально или формально переехавшие в города, оставляют за собой свои сельские дома и приусадебные участки. Миграция в город мало влияет на этнокультурный облик современных абхазов, так как мигранты переносят большинство культурных и бытовых особенностей сельского образа жизни в город.
     Перспективы демографического развития абхазского народа. Пока сложно судить о тенденциях дальнейшего развития демографических процессов, которые будут происходить в Абхазии. Особенно трудно дать прогноз естественного прироста населения. Вот некоторые специфические, традиционно устоявшиеся особенности демографического поведения, сложившегося у абхазов: нередко позднее вступление в брак, категорически осуждаемый общественным мнением факт рождения внебрачных детей, высокая доля лиц, вообще не вступивших в брак (как женщин, так и мужчин), относительно пассивное демографическое поведение женщин-абхазок после развода или смерти супруга. Анализ демографических пирамид показывает тенденцию, согласно которой с течением времени в брак будет вступать все меньшее число людей. Традиционная абхазская система жизнеобеспечения отличается сложным механизмом обеспечения своей функциональной устойчивости не только путём создания комфортных условий жизни (жильё, одежда, пища), но и способами преодоления различных стрессовых ситуаций (обряды, стереотипы поведения). Именно эти механизмы, направленные на сохранение единства и целостности этноса, помогут существенно уменьшить потери при перестройках и катаклизмах нынешних десятилетий.

16

Ранние этапы этнической истории
     Взгляды на происхождение абхазов. Во взглядах на этническое происхождение абхазов выделяются три подхода: 1) автохтонное происхождение; 2) миграционная теория происхождения; 3) допущение взаимодействия двух вышеназванных факторов в этногенетическом процессе. Об автохтонности абхазского народа писали в своё время А.В. Фадеев, Л.И. Лавров и другие. Согласно Л.И. Лаврову, предки абхазо-адыгов входили в доскифское время (VIII-VII вв. до н.э.) в киммерийский союз племён (ахеи, зихи, гениохи и др.) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа. Выступая против преувеличения миграционного фактора, автохтонисты сами порой допускали его недооценку в этногенетических процессах.
     Разновидности миграционной концепции. Миграционная концепция происхождения абхазов имеет несколько разновидностей: 1) т.н. эфиопско-египетская гипотеза, по которой древние колхи и вместе с ними предки абхазов якобы переселились на Кавказ из северо-восточной Африки; 2) северокавказская теория происхождения абхазов, подвергнутая критике за несоответствие современным данным археологических и письменных источников; 3) малоазийская теория происхождения абхазов и их предков.
     Концепция З.В. Анчабадзе. Согласно «автохтонно-миграционной» концепции З.В. Анчабадзе, ядро абхазского этноса сформировалось на территории Абхазии примерно в III тыс. до н.э. Это произошло в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда малоазийского суперстрата в лице кашков и абешла. С точки зрения исторической лингвистики получается, что субстрат и суперстрат до их этнокультурного взаимодействия говорили на одном и том же праабхазо-адыго-хаттском языке.
     Абхазия как наиболее благоприятная территория для расселения древнейшего человека. Такова пёстрая и довольно противоречивая палитра взглядов на этногенетическое происхождение абхазского народа. Вместе с тем, если применить комплексный метод исследования, то можно на современном уровне в определённой степени разобраться в данной сложной проблеме. Приморская полоса Западного Закавказья, куда входит и территория Абхазии, экологически была наиболее благоприятной для расселения древнейшего человека. Ярким подтверждением этому является эталонная среднеашельская стоянка Яштух (около г. Сухум), которая функционировала в течение всей ашельско-мустьерской эпохи. Именно отсюда первые люди проникают в Прикубанье. На территории Абхазии расположено и самое крупное на Кавказе (6 га) неолитическое поселение Кистрик. В эпоху неолита происходят важнейшие процессы, во многом определившие этногенетическую судьбу абхазского народа. Происходит распад сложившейся в регионе древнейшей языковой общности и этнокультурное обособление региональных массивов местного аборигенного населения.
     Обряд «воздушных» захоронений. Весомый аргумент в подтверждение автохтонности абхазского народа представляют этнографические данные. В частности, обряд «воздушных» захоронений, охватывающий период с III тыс. до н.э. до нового времени. Суть «воздушных» захоронений заключалась в следующем - покойников (только мужского пола) заворачивали в невыдубленные бычьи шкуры и вешали на деревьях в священной роще. На этих же деревьях развешивалось всё оружие, которое покойниками употреблялось на войне. Тела висели на деревьях до тех пор, пока от них не оставались черепа и кости, после чего их как бы «вторично» хоронили в дольменах, оссуариях (больших сосудах, поставленных на горло) в пещерах.

17

     Традиционность малоазийского влияния. С момента заселения Западного Закавказья человеком здесь традиционно преобладали южные влияния со стороны Малой Азии, которые в немалой степени были обусловлены этнолингвистической общностью древнейшего населения Восточного Причерноморья, так как в древности оно было заселено праабхазо-адыгскими племенами. В современной науке установлено наличие древнейшего праабхазо-адыгского субстрата по всему Западному Закавказью и его языковой родство с хаттским , носители которого в III - начале II тыс. до н.э. обитали в древней Анатолии.
     Упоминания об апешла и касках. Древнейшие этнонимы абхазо-адыгского круга специалисты усматривают в документах ассирийского царя Тиглатпаласара I (XII в. До н.э.). В них трижды упоминаются «апешла» (абешла), а также каски (кашки), которые во II-I тыс. до н.э. населяли северо-восточные районы Малой Азии. Апешла учёные сопоставляют с апсилами (апшилами), а этноним «каски» (кашки) они рассматривают в качестве варианта этнонима, под которым у соседних народов были известны адыги.
     Вторжение пракартвельских племён. В XIX в. до н.э. в Западное Закавказье вторглись пракартвельские (прагрузинские) племена, начавшие движение из первоначальных мест своего обитания в северо-восточных областях Малой Азии. В результате некогда единый территориальный и этнокультурный массив апешла-каски-хатты был рассечён на две части - одна осталась на склонах Западного Кавказа (предки апсилов-касогов), вторая была из равнинной части будущей Колхиды на юг, в районы Малой Азии. Тогда же, по всей видимости, и произошло перемещение по побережью через восточно-причерноморскую меото-колхидскую дорогу и перевалы прямых предков адыгов на северные склоны Западного Кавказа. А предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе. Праабхазские же племена продолжали обитать в Колхиде, где их застали античные источники в лице гениохов, кораксов, апсилов, абасгов, санигов и позднее мисимиан.

18

     «Демографический взрыв». В VIII-VII веках до н.э. в Западном Закавказье отмечается «демографический взрыв», характеризующийся резким увеличением числа населённых пунктов. Прирост, скорее всего, происходил за счет внутренних ресурсов в условиях влияния и все возраставших контактов с Урарту и эллинскими малоазийскими образованиями (Лидия), греческими колониями Южного Причерноморья и т.д.
     Колхидско-кобанская археологическая культура. В Западном Закавказье распространяется новая археологическая культура, известная под названием «колхидско-кобанская металлургическая провинция», материальные памятники которой свидетельствуют о значительном хозяйственном и культурном прогрессе, достигнутом древними предками абхазо-адыгских племён.
     Скифы в Абхазии. В VII-VI вв. до н.э. через территорию Абхазии проходили в Переднюю Азию скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Древняя Абхазия испытывало сильное скифское культурное влияние (мода на вооружение, скифский «звериный стиль»). Но, несмотря на это, местная культурная традиция сохранила собственное своеобразие.
     Греческая колонизация Абхазии. Важнейший этап этнокультурной истории Абхазии связан с начавшейся в VI до н.э. греческой колонизацией Черноморского побережья Кавказа. В первой половине VI в. до н.э. на территории Абхазии были основаны эллинские города-колонии Диоскуриада (на месте совр. Сухума), Гиенос (на месте совр. Очамчыры) и др. Местное население оказалось в фокусе интересов античной цивилизации, стимулировав создание древнейших письменных источников о регионе, сделав его местом действия одного из самых популярных мифов об аргонавтах, приплывших в поисках волшебного золотого руна в страну колхов - Колхиду. Это способствовало превращению данного региона в органическую, хотя и периферийную часть античного культурного мира. Греческим историкам мы обязаны первыми письменными сведениями о местном населении VI-I вв. до н.э., которое эллины называли гениохами. В начале нашей эры гениохийский союз распался на более мелкие древнеабхазские территориальные образования. С этого времени римские авторы Плиний Секунд и Флавий Арриан  впервые упоминают санигов, апсилов  и абасгов, выделившихся из среды санигов.

19

     Абхазия в VI веке. Этнополитическое положение Абхазии в раннее средневековье было сложным. В регионе безраздельно доминировала Византия. Для Абхазии положение усугублялось также её зависимостью от соседнего этнополитического образования Лазика. В VI в. предки абхазов были вовлечены в длительную и кровопролитную войну, которая шла на территории Колхиды между Византийской империей и Сасанидским Ираном. Абхазские народности, лавируя между воюющими сторонами, преследовали цель - изгнать тех и других завоевателей из своей земли. В 550 г. абазги восстали против византийского насилия. Ценою больших усилий и жертв византийцы в ходе Трахейского сражения 550 г. жестоко расправились с абазгами. В конце 550 г. апсилы уничтожили персидские военные отряды, занимавшие некоторое время Кодорское ущелье и Цебельдинскую крепость. Эта победа дала возможность апсилам освободиться от лазов и византийцев. Однако добиться полной независимости апсилам не удалось. Под угрозами византийских высокопоставленных чиновников, они вынуждены были пойти на переговоры. Византийцам, согласно Прокопию, «многими дружескими речами и обещаниями удалось привлечь их на свою сторону». В 554-555 гг. против византийских завоевателей боролись и горцы-мисимиане. Весьма немногочисленные, они долго и стойко сражались, нанося сильные удары византийским силам. Несмотря на то, что мисимиане понесли большие потери, империя была вынуждена позволить им, как писал Агафий, «жить в своей стране как им угодно, по обычаям предков, возобновить прежний образ жизни». После завершения ирано-византийской войны в Колхиде наблюдается процесс постепенного усиления Абазгии. Ей удалось покончить с зависимостью от Лазики и выступить как самостоятельная политическая единица под протекторатом Византийской империи. Через некоторое время к ней присоединяется Апсилия.

20

      Образование Абхазского княжества. В начале VIII в. в результате политического объединения Абазгии и Апсилии образовалось раннефеодальное Абхазское княжество. В дальнейшем к нему присоединяются Мисиминия и Санигия. Границы княжества проходили по Ингуру (на юго-востоке) и Никопсии (на северо-западе). Соответственно с этим расширяются и значение терминов «Абазгия» и «абазги» в иностранных письменных источниках. Отныне «абазгами» признаётся всё население территории от Ингура до Никопсии. В основу общего языка консолидировавшихся абхазских народностей легли апсильский и абазгский диалекты. Общим самоназванием абхазского народа явилось «аҧсуа» (апсуа - абхаз) и «аҧсуаа» (апсуаа - абхазы) - «народ страны Аҧсны (Апсны - Абхазии)».
     Христианизация Абхазии. Уже в последние века позднеантичной эпохи на побережье Чёрного моря началось широкое распространение христианства. В 30-х годах VI в. в Абхазии христианство было признано в качестве официальной религии. В VII в. оформилась Абхазская епархия во главе с Севастополисским архиепископом, в которую входили христианские организации остальных абхазских областей. В Абхазии возводятся Драндский храм, Цандрыпшская базилика, церкви в Алахадзы, Пицунде и других населённых пунктах. Христианство способствовало более тесному этническому объединению абхазских народностей в один народ, его экономическому и культурному сближению с Византийской империей. Оно постепенно, весьма своеобразно и оригинально сплелось с дохристианскими абхазскими религиозными, семейно-патронимическими и родоплеменными обрядами, верованиями и представлениями, культовыми ритуалами.

21

     Арабское вторжение. Внешнеполитическое положение Абхазского княжества в первой половине VIII в. не было безоблачным. В то время грозную силу представляли арабы, с которыми пришлось столкнуться молодому абхазскому княжеству. Арабский полководец Мурван-ибн Мухаммед (Мурван Глухой), преследуя картлийских правителей - братьев Мира и Арчила, в 737 г. вторгся в Абхазское княжество. По сообщениям летописца Джуаншера, в Анакопийской сражении абхазы одержали победу. Мурван Глухой с остатками своих войск покинул Абхазию и всю Колхиду.
     Абхазия после арабского вторжения. После одержанной победы Леон Ι получил от византийского императора наследственную власть в Абхазии. В стране окончательно и стабильно сложился единый абхазский народ, представлявший собой одно из могущественных государственных образований в Кавказском регионе. Абхазское княжество ещё в начале VIII в. через династические браки устанавливает межгосударственные отношения с Хазарией. Последняя, в свою очередь, нуждалась в союзе и поддержке абхазов, контролировавших перевальные пути, шедшие через Главный Кавказских хребет на север. Таким образом, в первых веках раннего средневековья сложились все условия и предпосылки для образования Абхазского царства. Анонимное грузинское историческое сочинение XI в. «Летопись Картли» сохранило сведения следующего содержания: правитель абхазов Леон II, племянник Леона Ι, воспользовавшись ослаблением византийцев («греков»), отделился от них. Он был внуком (сыном дочери) хазарского царя и, использовав силы хазар, завладел Абхазией и Эгриси (совр. Западной Грузией) вплоть до Сурамского (Лихского) хребта и назвал себя царём абхазов. Образование Абхазского царства имело место, вероятно, в 70-х годах VIII в., когда в Византии правил император Лев Хазар (775-780 гг), являвшийся двоюродным братом (по матери) Леона ΙΙ.

22

     Границы и столица Абхазского царства. Наиболее устойчивыми границами Абхазского царства считаются: р. Нечепсухо (Никопсия) - на севере; Сурамский хребет - на юго-востоке; р. Чорох (Апсара) - на юге; Чёрное море - на западе. Таким образом, Абхазское царство было расположено на территории бывшего Абхазского княжества, включая земли садзов, убыхов и некоторых этнических подразделений адыгов, Лазики (Эгриси), т.е. Западной Грузии (Имерети, Мегрелия, Гурия, Сванети, Рача-Лечхуми, Аджария). Население царства состояло из абхазов, картвельских народностей, а также территориальных групп адыгов. Столицей царства был объявлен Кутаиси, а древняя Анакопия - бывший центр Абхазского княжества - сохранила место второго стольного града. Леон ΙΙ принял титул «царь абхазов» (аҧсҳа׳ - апсха), что переводится как «владыка абхазов», «царь (народа) аҧсуаа (апсов)». В период существования Абхазского царства термины «Абхазия» и «абхазы», «Абазгия» и «абазги» имели, наряду с собственным абхазским содержанием, и собирательное значение, обозначая всё Абхазское царство и его полиэтническое население.
     Выдающиеся абхазские цари. Наиболее выдающимися абхазскими царями являются такие политические фигуры, как Леон II (около 753-798 гг.), Константин III (893-929 гг.), Георгий II (929-957 гг.), Леон III (957-967 гг.), Дмитрий III (967-975 гг.). Они вели успешную внешнюю политику, боролись за укрепление государства, расширение его границ, вели активную строительную деятельность: расширили и реставрировали Анакопийскую крепость, возвели в Анакопии Храм во имя Симона Кананита, Анухвский, Лыхненский, Моквский, Илорский и Бедийский  храмы, храмовые комплексы в Мсыгхуа и Ачуана. Основными городами и крупными поселениями Абхазского царства являлись: Анакопия (Новый Афон), Цхум (Сухум), Питиунт (Пицунда), Кутаиси, Родополис (Вардцихе), Цихе-Годжи и др.

23

     Абхазское царство в VIII-X веках. После присоединения Эгриси (Западная Грузия) к Абхазскому княжеству, особенно после перенесения столицы Абхазии с образованием царства из Анакопии в Кутаиси, в центральные области государства переселились многие представители абхазского дворянства со своими крестьянами и вооружёнными отрядами. Переселившаяся часть абхазского населения со временем растворилась в западногрузинской этнической среде. В IX-X вв. этнополитическая экспансия абхазов в восточном направлении продолжалась. Абхазское царство активно участвовало в дипломатической борьбе, а также в войнах, которые велись за обладание восточногрузинскими землями. Его соперником в данном случае выступало Армянское царство Багратидов. В том же регионе были сфокусированы политические интересы арабов, византийцев, алан. В конце 70-х годов X в. произошло некоторое политическое ослабление Абхазии. Абхазский царь Феодосий Слепой в 978 г. был свергнут со своего престола. Новым  абхазским царём был провозглашён сын дочери абхазского царя Георгия ΙΙ, представитель тао-кларджетской ветви династии Багратидов Баграт ΙΙΙ Багратиони (правильнее - Баграт ΙΙ - Д.Д.), под властью которого, помимо Тао-Кларджетии, находилось и Картли.
     Абхазия в XIII веке. В начале XIII в. произошло событие, которое крайне неблагоприятно сказалось на этнополитическом развитии абхазов. Абхазия лишилась юго-восточной части своей территории: Бедийское воеводство было присоединено к Одишскому (Мегрельскому) княжеству. В остальном этническая территория расселения абхазов в рассматриваемое время охватывала Абжуйский и Бзыпский регионы современной Абхазии, а также нынешний Туапсинский и Лазаревский районы Краснодарского края. В приморской зоне Сочи-Гагрского сектора проживали саниги-садзы, говорившие на садзском диалекте абхазского языка (аса׳ӡиҧсуа бызшәа׳ - асадзипсуа бызшва). Часть абхазского населения Туапсинско-Адлерского региона позднее переселилась на Северный Кавказ; оставшаяся часть с течением времени была ассимилирована адыгами (на севере) и убыхами (на юге).

24

     Генуэзские фактории на территории Абхазии. В XIV-XV вв. на побережье Абхазии располагались генуэзские торговые фактории. Они были основаны в Гагре (Какари), Алахадзы (Санта-София), Пицунде (Пецонда), Гудауте (Каво-ди-Буксо), Анакопии (Никоффа), Сухуме (Севастополис), Тамыше (Тамаса), у устья р. Ингур (Сант-Анджело). Все они подчинялись г. Каффе (Феодосия) на Крымском полуострове, где находилась резиденция главного консула Генуи. Итальянские колонии активно торговали с местным населением, способствовали оживлению строительного дела и ремесленного производства. С другой стороны генуэзцы поощряли работорговлю, которая наносила непоправимый ущерб абхазскому населению, народному хозяйству страны. Итальянские миссионеры активно занимались распространением в регионе католичества, хотя подобная деятельность не дала ощутимых результатов. В 1475 г. Каффу захватили турки, которые затем и вовсе ликвидировали генуэзскую колониальную систему Причерноморья.
     Абхазия в XVII веке. В первой половине XVII в. при Леване ΙΙ Дадиани (1611-1657 гг.) Одишское (Мегрельское) княжество достигло экономического и политического могущества. Первоначально Леван ΙΙ был в союзе с абхазскими владетелями Чачба-Шервашидзе, при помощи которых ему удалось одержать победу в войне с Имеретинским царством. Однако в 1628 г. он со своими войсками напал на Абхазию и разорил её. Отношения между двумя княжествами оставались обострёнными. После смерти Левана ΙΙ началось ослабление Мегрельского княжества. Уже во второй половине XVII в. абхазские владетели, воспользовавшись создавшейся в Мегрелии ситуацией, перешли в наступление. В 70-х годах XVII в. они осуществили ряд успешных военных рейдов на те земли, которые были отторгнуты от Абхазии ещё в XIII-XIV вв. Уже в 80-х годах XVII в. к Абхазии окончательно присоединили исконно абхазские земли между реками Ингур и Кодор. На рубеже XVII-XVIII вв. сыновья Зегнака Чачба-Шервашидзе - Ростом, Джикеш и Квап - поделили княжество на три части: северо-западная часть Абхазии досталась старшему из братьев - Ростому, унаследовавшему от отца титул владетеля всей Абхазии. Средний из братьев - Джикеш стал удельным владетелем земли, расположенной между Кодором и Галидзгой, названной затем Абжуа. Квапу досталась область от Галидзги до Ингура, названная позднее Самурзакано. В общественно-политической жизни Абхазии во многом определяющую роль играло турецкое присутствие и его вмешательство во внутреннюю жизнь княжества. В ряде прибрежных пунктов турки основали свои опорные базы. В стране началось широкомасштабное распространение мусульманства суннитского направления и притеснение христианства. Правящая верхушка и значительная часть абхазского населения были обращены в мусульманство. В антропонимической системе позднесредневековых абхазов господствующее положение заняли восточно-мусульманские имена, заимствованные через турецкое посредство. Однако, несмотря на усиленное давление мусульманства, церковная жизнь среди абхазов всё же не прекращалась, традиционные центры православного христианства продолжали функционировать. Хотя с середины XVI в. резиденцию Абхазского католикосата переносят из Пицунды в Гелати (близ Кутаиси), всё же Пицунда по традиции и в последующие времена играла роль важного религиозного центра в регионе. Конечным результатом противоборства двух религиозных конфессий и языческих верований абхазов явился своеобразный языческо-христианско-мусульманский синкретизм. Практику работорговли турки довели до невиданных масштабов. Широкие слои населения Абхазии активно боролись с этим явлением. Антитурецкие выступления абхазов происходили в 1725, 1733, 1771 годах, но они не имели успеха.

25

Абхазия в XIX - начале XX в.
     Келешбей Чачба. В 80-х годах XVIII века к власти стремительно пришёл абхазский владетельный князь Келешбей Чачба-Шервашидзе. В течение трёх десятилетий он проводил самостоятельную политику, успешно лавируя между интересами Турции и России. Князь отличался умом, хитростью, решительностью и его имя было широко известно за пределами Кавказа. Высокого роста, с резкими чертами лица и огненными волосами, он заметно выделялся среди окружающих и приковывал внимание современников – военных, дипломатов, путешественников. Опираясь на мелкое дворянство и крестьян «анхаю», из которых была создана постоянная стража в 500 ратников, Келешбей быстро подчинил себе феодальную знать Абхазии. В случае военной угрозы он мог выставить хорошо вооруженное 25-тысячное войско с артиллерией, конницей и даже флотом. Вдоль Черноморского побережья от Батума до Анапы постоянно крейсировали до 600 военных галер абхазского владетеля. Комендантами крепостей Поти и Батум были племянники-однофамильцы Келешбея. На первом этапе своей деятельности Келешбей пользовался военно-политической поддержкой Турции, под протекторатом которой находилась Абхазия. Но Келешбей вынашивал сокровенную мечту о полной свободе и независимости Абхазского государства. 1803 году Келешбей Чачба сделал первый формальный шаг к сближению с Россией, намереваясь с ее помощью избавиться от протектората Турции.
     Отношения между Чачба и Дзяпш-ипа. Во время пребывания в ссылке князей Чачба, в Абхазии усилились князья Дзяпш-ипа, которые заняли окрестности Сухума. Не имея возможности бороться с этой фамилией, Зураб старался сохранить с ней дружественные отношения и даже женил на княжне Дзяпш-ипа своего племянника Келешбея. Заручившись поддержкой этой влиятельной фамилии, Зураб в 1771 г. поднял против турок народное восстание и изгнал их из Сухума. Однако, в результате предательства одного из Чачба, турки скоро вернули Сухумскую крепость, а затем, устранив Зураба, признали владетелем Абхазии Келешбея.

26

     Мегрелия на острие российской политики. Бессильный сдержать натиск  имеретинского царя Соломона II, с одной стороны, и абхазского владетеля Келешбея Чачба – с другой, правитель Мегрелии Григорий Дадиани в декабре 1803 г. решил прибегнуть к военной помощи России и вступить под её покровительство. Но царь и военное командование России ясно понимали, что слабовольный Григорий Дадиани не мог быть полезным империи в качестве правителя Мегрельского княжества. С этого времени они обращают все большее внимание на его жену Нину. 24 октября 1804 г. Григорий Дадиани неожиданно умирает. По сохранившемуся свидетельству очевидца – католического священника Николая, владетель Мегрелии был отравлен жареной курицей, заправленной ядом, а когда он почувствовал себя плохо, ему принесли пилюли, наполненные опиумом. Патер Николай сообщает, что все это было сделано княгиней Ниной, овдовевшей в 27 лет. Тогда же резко осложнились отношения между Россией и Абхазией. Русские войска отбивают у Келешбея крепость Анаклию в устье реки Ингур. Царские власти требуют выдачи наследника мегрельского престола. В результате долгих переговоров Келешбей возвращает заложника. И ему в ответ передают ранее захваченную крепость. В разразившейся русско-турецкой войне 1806-1812 годов Россия попыталась использовать абхазского владетеля в своих интересах. В 1807 г. Келешбею было предложено отбить у турок крепость Поти, но он уклонился от военных действий. Вскоре российские власти, подстрекаемые мегрельской правительницей Ниной Дадиани, решили устранить строптивого владетеля Абхазии и, воспользовавшись перемирием с Турцией, поставить во главе Абхазского княжества другого сына Келешбея - Сафарбея, рождённого крестьянкой из рода Лейба. Основным же претендентом на абхазский престол был старший сын Келешбея - Асланбей, которого было решено опорочить. С этой целью Сафарбей при поддержке Нины Дадиани и активном участии русской военной администрации организуют заговор против Келешбея, в результате которого он погибает в Сухумской крепости 2 мая 1808 года.

27

     Изменение отношения России к деятельности К. Чачба сразу после его убийства. Сразу после убийства Келешбея Чачба меняется тон представителей русской администрации в отношении его деятельности. Если же ранее абхазского владетеля обвиняли в протурецкой ориентации, то уже 20 мая 1808 г. министру иностранных дел России графу Н.П. Румянцеву сообщается о «смерти преданного России Абхазского владельца Келеш-бея»… С этого времени создаётся миф о якобы преданности Келешбея Чачба российскому трону. Вся вина за убийство Келешбея перекладывается на Асланбея, к которому прикрепляется ярлык «отцеубийцы». При этом попытки самого Асланбея прояснить ситуацию в этом вопросе не принимались во внимание русским командованием.
     Военная операция России в Абхазии в 1808 г. В начале августа 1808 г. на Сухум двинулись объединённые силы правительницы Мегрелии и её двух зятьев Манучара и Сафарбея Чачба. Но на помощь Асланбею в Сухум успел прийти на трёх судах с войском его двоюродный брат, комендант крепости Поти Кучукбей Чачба (племянник Келешбея), а по суше прибыли около 300 черкесов. Военная операция успехом не увенчалась, и Сафарбей вновь вернулся в Мегрелию. Авторитет Асланбея после данного события ещё более возрос. Уважаемый со стороны абхазского общества и многочисленного потомства Келешбея (например, брат Гасанбей), женатый на садзской княжне из рода Гечба, Асланбей пользовался почётом среди абхазов, садзов (жители западно-абхазского общества Садзен), убыхов и адыгов. В то же время Нину Дадиани, действительно отравившую своего мужа, царские власти всячески поддерживали и оберегали только потому, что она служила интересам России.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » АРХИВ ФОРУМА » Абхазы (тезисы монографии 2007 г.)