Ранние сведения об абазгах. О племени абасгов известно гораздо меньше. Впервые название племени упоминает Флавий Арриан (137 год н. э.). По его данным, во главе абасгов стоял царь Ресмаг, получивший утверждение на власть от римского императора Адриана. На востоке абасги граничили с апсилами, на западе – с санигами. На территории последних, западнее Питиунта и Нитики (предположительно, район современной Гагры), Флавий Арриан упоминает реку Абаск, сопоставляемую обычно с современным Хашупсе или Псоу. Позднее абасгов упоминают христианские писатели IV века н. э. На рубеже IV-V веков в Египте стояла римская «Первая когорта абасгов». С начала II века н. э. абасги были вовлечены в сферу политических интересов Рима, действовавших через Питиунт. Как и в Апсилии здесь широкое распространение получила римско-византийская монета, в моде были различные украшения общепричерноморского характера. Воины использовали разнообразное вооружение, в том числе римские мечи из дамасской стали, метательные топоры-франциски. До 30-40 годов VI века в своей массе абасги были язычниками. Среди местных культов особое внимание чужеземцев привлекало поклонение деревьям.
Абазги и Абазгия
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться215 апреля, 2010г. 21:27
Абазги и Абазгия в VI веке. В VI веке на территории Северо-Восточного Причерноморья столкнулись интересы двух величайших держав того времени – Ирана и Византии. Иран при поддержке своих северокавказских союзников попытался отторгнуть Колхиду от Византии, совершив сюда ряд опустошительных походов. Византия, действовавшая в союзе с местными политическими образованиями, сумела в преддверии этих вторжений расширить оборонительную систему крепостей и укреплений в регионе. Была сформирована антииранская федерация (лазы, абасги, апсилы, мисимиане, сваны), в которой Лазскому царству была определена ведущая роль. В среде каждого из входящих в федерацию племен существовали провизантийские и проиранские настроения, активность которых зависела от изменения в соотношении сил великих держав того времени. Внутренняя неустойчивость как всего этого образования, так и отдельных его подразделений проявила себя, в частности, в антивизантийских выступлениях абасгов и мисимиан.
Абазгско-византийский конфликт. В первой половине VI века, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, Абасгия была разделена на две части, каждая из которых управлялась своим царем – басилевсом. В 542 году византийские гарнизоны под нажимом персов были выедены из Себастополиса и Питиунта. Утратив возможность контроля над абасгами с помощью грубой силы, византийцы прибегли к помощи дипломатии. Около 548 года в Абасгию прибыл посланец императора абасг Евфрат, который сумел добиться введения здесь христианства в качестве официальной религии. Из Константинополя был прислан епископ, на средства императора Юстиниана был построен храм, а при императорском дворе основана школа, где специально обучались мальчики из Абасгии. Абасгам, как христианам, были дарованы равные с византийцами права. Местным князьям было запрещено продавать в рабство своих единоплеменников, тогда как ранее такая торговля была широко распространена. Византийцы, обосновавшиеся среди абасгов, попытались ввести в стране общеимперские порядки, что вызвало возмущение местного населения, поддержанное родоплеменной верхушкой, ущемленной в своих правах. Знать попыталась восстановить прежний строй жизни. Страна вновь была поделена на две части, во главе которых встали цари Опсит и Скепарна, которые воспользовавшись трудностями Византии в Центральной Колхиде, где, казалось, персы начинают побеждать, фактически отделились от империи. Летом 550 года в Абасгию пришло персидское войско во главе с Набедом, что привело к поражению провизантийской партии. Узнав о ситуации в Абасгии, император Юстиниан приказал подавить мятеж. Византийцы, переброшенные морем, осадили крепость абасгов Трахею (у современного Нового Афона) и взяли ее штурмом, захватив в плен жен абасгских царей со всем потомством и приближенными.