Что мы называем неолитом. Неолит или новокаменный век - последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
     Общая характеристика неолита. В эпоху неолита каменные орудия шлифовались, сверлились, развивались прядение и ткачество. Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Историческое изменение, которое произошло при переходе к неолиту, описывается как неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему). В то же время не все достижения неолита были восприняты разными культурами одновременно. Например, культуры докерамического неолита на Ближнем Востоке ещё не имели глиняной посуды, а раннеяпонская культура Дзёмон очень рано овладела искусством изготовления изделий из керамики, но значительно позже перешла к производящему типу хозяйства и вступила в неолит. Культуры, которые хотя и усвоили отдельные достижения неолита (обычно лишь керамику), но, как Дзёмон, долго сохраняли приверженность охоте и собирательству, называют субнеолитическими.
     Хозяйство и быт человека в эпоху неолита. Неолитические поселения располагались прежде всего поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, — вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Главной породой камня оставался кремень. С ростом населения и развитием хозяйства возрастало и количество орудий труда. Наиболее простым способом добычи кремния был его сбор на поверхности, чаще всего в речных долинах. Более совершенным, но и более трудоемким способом была его разработка в шахтах. Так возникли зачатки горного дела. Вместе с тем появляется также шлифование, пиление и заточка камня. Широко использовались костяные орудия труда. В неолите продолжается совершенствование оружия, появляются крупные наконечники копий, костяные кинжалы, иногда снабженные кремневыми вкладышами. Такое оружие было способно поразить крупного зверя — лося или оленя. Но есть и маленькие кремневые наконечники — для охоты на пушных зверей, чтобы не повредить их шкурку. В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный. Появляются также каменные долота, стамески, тесла. Топор помогал строить жилища, загороди, загоны, а также изготавливать плоты, лодки, сани, лыжи. Одним из признаков неолита считается появление керамики. Важным явлением было появление ткачества. Предпосылкой ткачества послужило плетение корзин и изобретение рыболовных сетей. Продолжает развиваться межплеменной обмен. Появившиеся в мезолите фигурки животных и людей стали многочисленнее и разнообразнее. Некоторые фигурки являются подвесками, возможно это амулеты. Часто встречаются бусы из кости, камня, раковин. В изобразительном искусстве неолита видно пробуждение мысли человека. Людей на планете становится больше. Племена начинают заселять новые пространства и воевать с другими племенами. Противостояние одной человеческой общности другому конгломерату - вот тема искусства нового каменного века. Наскальная живопись становится всё более условной. Это скорее торопливый рассказ, переданный средствами изобразительного искусства. Письменности тогда ещё не было, а пробудившаяся мысль требовала закрепления. Наскальные рисунки наглядно демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения, геометрических фигур. 
     (Неолит; Яндекс-1; ru.wikipedia.org)